Торгуют и не жужжат

Торгуют и не жужжат
В Волгограде продают содержащую алкоголь медовуху без документов

«И я там был, мед-пиво пил» – эта финальная фраза русской сказки обычно свидетельствует о счастливом завершении путешествий героев. Однако в реальности все иначе. «Волгоградка» узнала, кто продает медовуху в нашем регионе и как отличить качественный напиток от неизвестной бормотухи.

На предельных оборотах

В людных местах Волгограда стали появляться фирменные киоски по продаже меда. Здесь же пчеловоды реализуют и медовуху. В ярких рекламных буклетах сказано, что напиток изготавливается по старинным русским рецептам и в его составе содержатся исключительно натуральные ингредиенты: вода, мед, хмель. Заявленная крепость продукта – не более шести процентов спирта.

– Напиток является новинкой для волгоградцев, – отмечает руководитель Ассоциации по защите прав потребителей Юрий Гольдер, – и мы видим, что возле специализированных павильонов нередко толпится молодежь. Хочется верить, что при продаже продукта, содержащего алкоголь, пчеловоды спрашивают у молодых людей паспорт.

Несколько лет назад более 30 предпринимателей, занимающихся производством сидра, сбитня и медовухи, опубликовали обращение к Правительству РФ с просьбой решить судьбу отрасли. Свою озабоченность они объяснили тем, что со вступлением в силу поправок в Закон № 171?ФЗ с 1 июля 2012 года производителей натуральных напитков брожения обязали получать лицензию. Эти напитки могли исчезнуть из продажи из?за дороговизны оформления разрешений. В течение трех лет в законе было принято несколько поправок. Сначала из?под лицензирования были выведены напитки крепостью до 1,2 оборота, затем амнистия коснулась всех слабоалкогольных напитков брожения крепостью до 6,5 оборота. Рынок пошел в рост. По данным Национального союза производителей пива и напитков, сейчас за год в России продается около 10 млн литров сидра, пуаре и медовухи общей стоимостью около 1,5 млрд рублей.

Требуйте заключение о соответствии продукта

Однако тот факт, что медовуха признана продуктом сельского хозяйства, вовсе не освобождает пчеловода от обязанности по первому требованию предъявить покупателю заключение Роспотребнадзора о качестве продукта.

Подходим к одному из ярких киосков в Центральном районе Волгограда. Продавец Галина Батищева оперативно наливает медовуху. Небольшая бутылочка емкостью 0,5 литра обходится в 100 рублей. Но на бутылке нет ни даты розлива, ни срока годности, ни указания, где и у кого куплен напиток.

– Хозяин привозит такую продукцию, – заметно волнуясь, комментирует Галина. – Вот смотрите, кега. Из нее разливаю.

После разрешения войти заглядываем внутрь павильона. Там чисто, каждый сорт меда подписан и накрыт крышкой. Однако на пузатой темной бутыли с медовухой не находим никаких опознавательных знаков.

В спешке женщина звонит владельцу продукции и просит приехать.

– К сожалению, предприниматель лишь пообещал выслать пакет разрешительных документов в организацию, – отмечает Гольдер. – Однако сертификат соответствия, необходимый для каждой партии продукции, должен выдаваться по первому требованию покупателя. А документ об оплате нам обязаны были предоставить незамедлительно, в момент покупки.

Нет документов на медовуху. Может, продавец киоска хотя бы воспользуется спиртометром, чтобы уточнить: не крепче ли напиток 6,5 градуса, разрешенных для продажи без лицензии? Однако и в этом Галина нам помочь не может.

На кону – престиж пасечников

– Тем не менее наши коллеги из Суздальской общественной организации по защите прав потребителей накануне провели контрольное мероприятие по определению качества реализуемого медового напитка во Владимирской области, – говорит Гольдер. – Результаты заставляют задуматься. В девяти образцах, закупленных у торговцев, содержание спирта в медовухе колеблется от 2,3 до 13,3?%.

Правозащитники отмечают, что необходимость проведения рейдов по проверке этой новой и, как выясняется, вполне себе алкогольной отрасли давно назрела. Корреспонденту «ВП» позднее все же удалось дозвониться до владельца киоска. Он просил не называть его фамилию. Спустя несколько часов привез товарные чеки и все разрешительные документы в магазин. Отметил, что их отсутствие – форс-мажорные обстоятельства, связанные с тем, что их киоск демонтировался для проведения выставки.

– Своим коллегам-пчеловодам обязательно напомним о необходимости предоставлять потребителям полные сведения о продаваемой продукции, – пообещал член регионального отделения «Всероссийского союза пчеловодов» Сергей Бирюков. Ведь на кону – медовый престиж региона, и все пасечники обязаны поддерживать имидж продаваемой продукции.

Рецепт знатока

«Медовуха коварна, но выход есть»

Анатолий Загаин, председатель ТОСа «Синеоковский» Городищенского района:

– Медовуха – напиток коварный. Она моментально впитывается в кровь. И наблюдается странный эффект: голова совершенно трезвая и ясная, а ноги заплетаются. Но все?таки есть выход, как остаться трезвым и вкусить старинного русского напитка. Вот рецепт безалкогольной медовухи. Надо взять стакан воды и полстакана меда и разогреть на малом огне до растворения меда, постоянно помешивая. В другой кастрюльке стакан воды смешиваем с половиной стакана сахара. В воду с сахаром постепенно добавляем специи: одну чайную ложку корицы, две чайных ложки сухой мяты, четверть чайной ложки порошка имбиря. Можно добавить щепотку зверобоя и черного перца, чтобы напиток был более терпким. Когда в медовом растворе появится пена, ее надо снять и смешать этот раствор с сахарным сиропом. Потомить напиток на водяной бане минут 15, не доводя до кипения. Так в напитке сохранятся все целебные свойства меда. В конце добавить столовую ложку сока лимона – и получится натуральный и безалкогольный энерготоник.

Фото Александр Фолиев