Напомним, в первом чтении законопроект был принят Госдумой 28 февраля. Согласно ему, кандидаты на пост губернаторов должны выдвигаться партиями, а также в порядке самовыдвижения.
Рабочая группа завершила работу над поправками к законопроекту, среди которых достаточно много новаций, и подготовила документ ко второму чтению.
Например, предполагается, что инициатива о консультациях по кандидатурам должна исходить от самого президента, а не от партий. Глава государства, как предполагается, будет сам решать, с кем из кандидатов в губернаторы проводить необходимые консультации. При этом не предусматривается какой-либо запрет тому или иному кандидату баллотироваться.
Существенную новацию предложили законодатели Ульяновской области: выдвижение кандидата в губернаторы должны поддержать 5-10% депутатов не менее чем в трех четвертях муниципальных районов или городских округов региона.
По мнению заместителя председателя комитета по организации государственной власти и местному самоуправлению Волгоградской областной думы Сергея Булгакова, введение муниципального фильтра позволит исключить спонтанное выдвижение потенциальных кандидатов.
– Для нашей области вопрос «фильтрации» кандидатов на должность губернатора более чем актуален. Мы еще помним выборы 2004 года, когда реальные шансы стать губернатором получил бизнесмен Николай Волков – будущий преступник, осужденный по статье за педофилию. Поэтому муниципальный фильтр – очень действенный инструмент, который я бы сравнил с популярной во многих странах мира процедурой праймериз. Муниципальные депутаты – это достаточно профессиональный и компетентный представительный состав региональной общественности. За многими из них стоят десятки и сотни тысяч избирателей. Поэтому, я уверен, никакой сомнительный кандидат у муниципальных депутатов поддержку никогда не получит, – считает Булгаков.
В законопроекте также предполагается, что регионы самостоятельно могут установить уровень общественной поддержки самовыдвиженцев. Другими словами, помимо поддержки муниципальных депутатов, кандидатам, которые решили выдвинуться самостоятельно, предложат собирать подписи избирателей. Число сторонников независимого выдвиженца, как ожидается, должно быть от 0,5 до 2% от общего числа избирателей региона.
Причем каждый, кто решит поставить свою подпись, может сделать это только один раз и только за одного кандидата. Если при проверке выяснится, что человек отметился в нескольких подписных листах нескольких кандидатов, то засчитываться будет та подпись, которая по времени проставлена раньше.
Есть еще одна интересная поправка, которая позволяет проводить второй тур при голосовании. Согласно ей, победителем на выборах считаться будет тот, кто наберет больше 50% голосов. Если же этого не происходит, то назначается второй тур.
По мнению заведующего кафедрой политологии ВолГУ Сергея Панкратова, президентский фильтр на губернаторских выборах существовал всегда, просто теперь эта процедура будет формализована, что возложит часть ответственности на самого президента. При этом эксперт выразил озабоченность, что существование сразу трех фильтров для самовыдвиженцев может стать для них непреодолимым барьером и будет способствовать коррупции на муниципальном уровне.
– Конечно, применение всех трех фильтров, с одной стороны, должно помочь исключить из выборного процесса случайных людей, а с другой стороны, может спровоцировать развитие нового уровня коррупции, в частности в муниципальных образованиях, да и в ходе сбора подписей тоже. Поэтому на региональном уровне тоже надо хорошо потрудиться, чтобы закон стал максимально рабочим. Что касается жесткости фильтрации, то, конечно, труднее всего придется самовыдвиженцам, не имеющим хорошей «кредитной истории». Но если человек в регионе хорошо известен, популярен и обладает необходимым уровнем доверия населения, то он без труда преодолеет все фильтры, – считает Панкратов.