
На стене дома участницы Сталинградской битвы Марии Павловны Гайдамакиной – Красная звезда. Символ памяти, мужества и героизма всего советского народа. В самом начале войны Мария Павловна была еще ребенком, но ей, как и тысячам советских граждан, рано пришлось повзрослеть.
– Отца и брата сразу забрали на фронт, так я их больше и не видела, – говорит ветеран.
80 лет прошло, а вспоминая об этом, Мария Павловна плачет. Не смогла она смириться с потерей близких и дорогих людей. В 1942-м, в неполные 17 лет, сама пошла защищать Родину.
– Я была кондуктором на товарных поездах, сопровождала грузы. А когда едва сравнялось 18 лет, уже стала главным кондуктором. – У меня на руках были документы на груз, я отвечала за него, – вспоминает Мария Гайдамакина.

В Великую Отечественную войну железная дорога имела стратегическое значение. По ней везли в эвакуацию мирных жителей, а к линии фронта доставляли продовольствие и боеприпасы. Кондукторы во время войны выполняли важную роль в обеспечении железнодорожного движения. Когда поезд подъезжал к станции, они приводили в действие тормозной механизм в каждом вагоне, и состав останавливался.
Кондукторы несли ответственность и за груз, и за вагон, и за сам поезд. Вместе с машинистами делили все тяготы войны.
– Всё возили: танки, пушки, продукты, солдат. С родной станции Арчеда сопровождала поезда, которые шли в Сталинград, к самой линии фронта, – говорит Мария Павловна.
Без железных дорог и подвига железнодорожников не была бы одержана Победа. Они ковали и приближали ее и в холод, и в зной, под вражескими бомбежками. Не раз под обстрелы попадала и молоденькая девушка Маша. Признается – было страшно. Вспоминает, как бомбили в 42-м станцию Арчеда, как все было охвачено огнем и черным дымом, как работникам железной дороги приходилось трудиться день и ночь – восстанавливать пути для движения военных эшелонов.
Отцу и брату Марии Павловны, как и многим тысячам защитников Родины, не суждено было вернуться домой. Да и самой ей выпали испытания уже после Победы. В 1946 году попала под поезд, получила серьезную травму, затем перенесла тяжелую болезнь. Долго лечилась, получила инвалидность. Но даже после этого много и упорно трудилась – работала в колхозе, а уже в 60-е годы – в Арчединском лесхозе.
Оставить работу пришлось из-за состояния здоровья, без этого трудилась бы дольше, ведь все коллеги уважали ее за ответственность и добросовестность. За труд на железной дороге женщина отмечена знаком «Отличный движенец», им награждаются особо выдающиеся работники службы движения железнодорожного транспорта.
История Марии Павловны Гайдамакиной отражена в книге Фроловского муниципального района о судьбах ветеранов и тружеников тыла. Здесь воспоминания, очерки и рассказы журналистов, сочинения учащихся школ, посвященные тем, кто подарил нам мир.
Поделиться в соцсетях:
нет

