Полевой лагерь у пос. Кузьмичи простоял две недели. За время экспедиции из земли были подняты останки 125 бойцов, имена 10 из них уже удалось установить.
Всего в 30 км от Волгограда на высоте 130,7 группа молодых людей ведет раскопки. В поисковую экспедицию берут только лучших.
Утро поисковика начинается рано. Подъем, завтрак, и, вооружившись лопатами и металлоискателями, группа уходит в поле.
Сегодня последний день вахты, но аппарат то и дело пищит.
– Еще одна мародерная яма – груда останков… Найти немецкий трофей с целью поживиться черным копателям тут не удастся, – сетуют поисковики. – Они не знают истории – здесь лежат только наши ребята. Возмущает варварское отношение к молодым пацанам, которые проливали за нас кровь!
Красноармейская книжка и фрагмент письма на грузинском – для поисковиков настоящая реликвия. По ним удается установить личность одного из погибших. Им оказался грузин Чалахешашвили Давид Георгиевич, 1922 года рождения.
– Ответ из Грузии пришел быстро, – рассказывает архитектор Елена Шефер. – Бойцу было 20 лет. Из деревни призывались всего 20 человек, и никто не вернулся. Скоро в Волгоград должны приехать его родные.
Еще одной находкой становятся часы. Имя бойца, которому они принадлежали, останется неизвестным, – найденное с ним письмо прочитать не удается.
– Без двадцати пять он погиб. Дня или ночи, не знаем, – показывают мне часы. – Обычно на сто человек приходится один именной боец, у нас их 10, потому что позиции были нетронутыми.
Сантиметр за сантиметром рядом переворачивают груды земли нижегородцы.
– Как только ребята съездят на раскопки, у них меняется мировоззрение, – говорит учитель из Нижнего Новгорода Светлана Козлова. – У нас был случай, что парень был отъявленным хулиганом, состоял на учете в милиции, чуть ли не пропагандировал фашизм. Один раз мы увезли его в такую экспедицию. Сейчас он окончил институт и работает учителем истории. Почти что сюжет фильма «Мы из будущего»!