В битве на Волге врага громила "Сталинская кувалда"

В битве на Волге врага громила "Сталинская кувалда"
"Сталинградская правда" продолжает рассказывать о знаменитых орудиях Великой Отечественной войны. Сегодня речь пойдет о 203?миллиметровой гаубице Б-4

Мощь на гусеничном ходу

В 1933 году на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии была принята 203?миллиметровая гаубица образца 1931 года. Это был первый образец артиллерийского орудия большой мощности, разработанный в нашей стране после 1917 года.

Новая гаубица стала одним из самых крупных и тяжелых отечественных артиллерийских орудий того времени: длина в боевом положении была около 9,4 м, а вес - 17,7 тонны. Она предназначалась прежде всего для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и подавления удаленных целей. Вполне естественно, что основными ее боеприпасами были фугасные (вес 100 кг) и бетонобойные (вес 100 и 146 кг) снаряды. Максимальная дальность стрельбы достигала 18 км.

Особенностью гаубицы был лафет с гусеничным ходом. В середине 30?х было принято решение создать "триплекс" - три различные артиллерийские системы, использующие одинаковый лафет. Это значительно упрощало производство и эксплуатацию орудий. В такой триплекс большой мощности, созданный на сталинградском заводе "Баррикады", входили 203?миллиметровая гаубица Б-4, 152?миллиметровая пушка Бр-2 и 280?миллиметровая мортира Бр-5.

Производство гаубиц сразу после принятия на вооружение было организовано сначала на двух заводах - "Большевик" (Ленинград) и "Баррикады" (Сталинград), позже - на Новокраматорском заводе. Однако стоит заметить, что основное количество гаубиц Б-4 было выпущено с 1933?го по 1941 годы именно на "Баррикадах".

Победный путь на запад

Свое боевое крещение 203?миллиметровая гаубица Б-4 получила на советско-финской войне 1939?1940 годов. ДОТы "линии Маннергейма" крушили огнем именно этих гаубиц. За это финны прозвали Б-4 "Сталинской кувалдой", а наши солдаты - "Карельским скульптором". Такое "романтичное" прозвище 203?миллиметровая гаубица получила за то, что ее бетонобойные снаряды превращали ДОТы в "причудливые сооружения из арматуры и кусков бетона".

В начале Великой Отечественной войны гаубичные артиллерийские полки большой мощности РВГК отвели в глубокий тыл. "Дебют" 203?миллиметровой гаубицы Б-4 состоялся, вопреки устоявшемуся мнению, не в 1942 году, а уже в декабре 1941?го. Наступление под Москвой войска 33?й армии генерала М. Г. Ефремова в районе города Наро-Фоминска поддерживал 3?й дивизион 590?го гаубичного артиллерийского полка большой мощности (шесть 203?миллиметровых гаубиц Б-4).

Но именно знаменитое контрнаступление наших войск под Сталинградом стало началом победного движения артиллерии большой мощности на запад. Только в Сталинграде гаубицами Б-4 были вооружены два полка, входившие в состав 19?й Сталинградской тяжелой артиллерийской дивизии.

После Сталинграда не было ни одной крупной наступательной операции Красной Армии, в которых бы не участвовали гаубицы Б-4. Они успешно использовалась как при прорыве укрепленных полос, так и при штурме крепостей, а также в уличных боях в больших городах. В штурме Берлина принимали участие 38 гаубиц Б-4. Расчеты их действовали дерзко, с близкого расстояния, прямой наводкой, вели огонь по укрепленным очагам сопротивления, разрушая их и уничтожая обороняющихся.

В Центральном музее Вооруженных сил находится гаубица Б-4 № 1424, выпущенная заводом "Баррикады" в 1941 году. Ее можно назвать "дважды Сталинградской". С 1947?го по 1954 годы на "Баррикадах" провели капитальный ремонт всех артсистем большой мощности, выпущенных предприятием. В 1949 году была отремонтирована и эта гаубица, прошедшая фронтовыми дорогами.

Придали скорости

У отечественной артиллерии была сложная и непростая судьба. Советское руководство то увлекалось идеей создания огромных орудий, то решительно отказывалось от нее в пользу ракетной техники. Как бы там ни было, а гаубица Б-4 оставалась на вооружении Советской Армии многие десятилетия.

Одним из существенных недостатков этой системы была малая скорость передвижения. Сталинградские конструкторы под руководством Георгия Сергеева предложили наиболее быстрый и экономичный вариант повышения мобильности орудия. В 1954 году ими был разработан колесный лафет для 203?миллиметровой гаубицы Б-4 и 152?миллиметровой пушки Бр-2.

Новый лафет был принят на вооружение уже в 1955 году. Гаубица получила после модернизации индекс Б-4М. Транспортировка орудия стала неразборной, и скорость возросла до 35 км?/?ч. К тому же номенклатура боеприпасов для гаубицы также изменилась. Где?то в середине 60?х она пополнилась и ядерным снарядом 3БВ2.

На вооружении Советской Армии Б-4М состояла до 1991 года. В Волгограде, в частности, находились три такие гаубицы до лета 1990?го.

По сведениям из открытых источников, на вооружении Российской Армии гаубица-долгожитель не состоит. Но все же 40 орудий находятся на хранении. Так, на всякий случай…