В казачью станицу Усть-Медведицкую едут гости из Парижа

В казачью станицу Усть-Медведицкую едут гости из Парижа
Во Франции нашлись потомки легендарной семьи из Серафимовичского района, прославившейся на весь мир.

В марте «Волгоградская правда.ру» рассказывала о новом музее в Серафимовичском районе, посвященном истории станицы Усть-Медведицкой. Открыли его в двухэтажном особняке XIX века, который называют «домом Половинкиных». 

Рассказывают, что жила здесь дворянская семья, которая, по словам старожилов, всемирно прославилась. Музейщики заинтересовались и с трудом, но раскопали сведения о земляках. А мы – нашли их потомков! Получилась просто удивительная история.

Шесть сыновей и дочь

По словам директора музея Ольги Гордеевой, запросы о Половинкиных направляли в архивы крупнейших городов России, но безуспешно. И только накануне открытия музея наконец-то получили информацию о прежних владельцах дома. Причем не откуда-нибудь, а из Франции! Там, как оказалось, сегодня проживают потомки семьи.

Выяснилось, что фамилия уроженцев города Серафимовича (и вовсе не сестер, а братьев!) входит во все цирковые энциклопедии, а их знаменитый номер до сих пор никто из артистов так и не смог повторить!

Но как в глубокой провинции появились цирковые артисты мирового уровня? Да практически случайно. Вот что нам удалось узнать.

Глава семейства Половинкиных Прокофий Николаевич к цирку никакого отношения не имел. Он всю жизнь шил офицерские мундиры и считался первоклассным портным. А вот его супруга, Матрена Яковлевна, была особой очень необычной – урожденная Киреева-Гирей, она приходилась родной внучкой черкесскому князю. Тот князь, опасаясь кровной мести на своей родине, был вынужден бежать в Россию, женился на донской казачке, у них родилось много детишек.

У Прокофия и Матрены Половинкиных было семеро детей – шестеро сыновей и дочь. Старший сын, Владимир, с малых лет пристрастился к рисованию, после окончания гимназии в Усть-Медведицкой он уехал в Москву и поступил в училище живописи, ваяния и зодчества, учился у знаменитого художника Василия Серова.

Его считали одним из самых талантливых учеников. Но жизнь заставила Владимира вернуться домой, и он много лет преподавал юным станичникам изобразительное искусство.

По стопам Владимира пошел и Михаил, самый младший сын Половинкиных. Он стал учителем истории и тоже преподавал в станичной школе. Единственная дочь Половинкиных – красавица и умница Клавдия – окончила Бестужевские курсы, вышла замуж, уехала в Ригу, прожила там более 40 лет и также считалась одним из лучших преподавателей русского языка, литературы и рисования.

Бегом в цирк

Но самой необычной оказалась судьба остальных четырех сыновей Половинкиных – Василия, Александра, Арсения и Николая.

Именно они стали артистами, войдя в историю отечественного и мирового циркового искусства как «братья-акробаты Винкины». Рассказывают, что еще с детства парнишки отличались удальством и ловкостью.

Так, Александр, когда ему было всего восемь лет, поспорив с мальчишками, прыгнул с высокой кручи, прозванной в станице Чертовым мысом. Окровавленного, почти без сознания пацана привезли к испуганным родителям. Трепка ждала всех четверых братьев. Станичники только головами качали, глядя на рисковые забавы сыновей солидного портного.

В 1894 году в станицу приехал цирк– и мальчишки Половинкины забыли свои прежние затеи, целыми днями пропадали у брезентового шатра, а когда циркачи уехали, вместе с ними убежал и 14-летний Василий.

Ровно через год к дому Половинкиных подкатила шикарная пролетка. Из нее вышел роскошный господин в черном цилиндре и шелковой накидке – директор цирка Иван Мельников и чуть не в ноги упал портному, уговаривая отдать в обучение еще трех сыновей.

Порфирий Николаевич, как свидетельствует семейная хроника, не растерялся и поставил условие: выплачивать ему каждый месяц за мальчиков 20 руб. Приличная по тем временам сумма, но директор цирка согласился. Вот так началась цирковая биография Половинкиных. 

Аристократичная фамилия

Все четверо оказались очень способными ребятами. Николай стал «человеком-каучуком», Арсений – наездником, вольтижером, Александр работал с дрессированными собаками. Втроем они выступали на трапеции. Василий был жокеем и помогал в дрессировке лошадей, а еще все четверо участвовали в клоунских номерах, танцевали, играли на разных музыкальных инструментах, были заняты в пантомимах.

Спустя три года братья получили ангажемент в знаменитый цирк Никитиных. Там то они и взяли фамилию «Винкины» – более «аристократичную», ведь гастролировать приходилось не только по российским городам и весям, но и по заграницам. 

Общими усилиями братья создали большой номер партерной акробатики и с ним исколесили все Поволжье, Кавказ и Сибирь. Но на этом не успокоились – прыжки в партере они усилили прыжками с подкидных досок.

Первыми в России Винкины с помощью подкидных досок исполнили сальто на колонну из трех человек. Братья делали также сальто с колонны на колонну и двойное сальто с колонны из трех человек на колонну из двух. Работали Винкины, вспоминают специалисты, в исключительно быстром темпе. В 1911 году этот свой номер они показали в Москве, и им рукоплескала вся столица.

Через несколько лет у уроженцев станицы Усть-Медведицкой появилась собственная антреприза в Астрахани, потом и в Самаре. Чтобы вовремя расплатиться с артистами, владельцы цирка пускались на опасные авантюры. Например, к концу гастролей, когда сборы падали, объявлялось, что на очередном представлении директор цирка Василий Винкин сам войдет в клетку к хищникам. И он действительно входил на манеж к огромным львам, тиграм и леопардам, раскланивался с почтеннейшей публикой и выпивал за ее здоровье поданный ему в клетку бокал шампанского.

Перелетный орел Николая Винкина

В 1919 году, заболев воспалением легких, умер Арсений Винкин. Для братьев это стало серьезным ударом – разрушился их уникальный акробатический номер. Некоторое время Василий и Александр работали вместе на Кавказе, а Николай отделился и гастролировал самостоятельно как воздушный гимнаст.

«Перелетный орел» – так назывался номер, который Николай придумал. Поднявшись по канату к одной из двух трапеций, висящих под куполом, он проходил вниз головой от одной трапеции к другой, цепляясь носками ног за гибкие петли, прикрепленные к доске. Каскад перелетов между трапециями завершался эквилибристическим трюком. Затем, установив на трапеции две задние ножки стула, Николай садился на него и, балансируя, играл на мандолине вальс «На сопках Маньчжурии». Затем неожиданно опрокидывался назад, делал «обрыв» и зависал на подколенках, держа в одной руке мандолину, а в другой стул. Публика ахала от страха и от восторга. Со своим «Перелетным орлом» Николай Винкин исколесил всю страну.

Смел был до безрассудства, работал на высоте 16 метров без страховочной сетки и вообще отказывался выступать, если владельцы цирков настаивали на сетке. Результат был, увы, предсказуем: в январе 1928-го Николай Винкин (Половинкин) разбился в Макеевском цирке. 

А Василия и Александра судьба разбросала по миру. Василий уехал в Германию, поставил там номер партерных акробатов. Его партнерами были арабские и итальянские юноши, а также жена – известная гимнастка на трапеции Ольга («мисс Ольга», как значилось на афишах). В 1947-м он умер от туберкулеза в Берлине.

Александр Винкин в годы Второй мировой был арестован немцами и отправлен в Болгарию. Под Софией рыл окопы и погиб под обвалом. Так и завершила свою цирковую биографию прославленная династия воздушных акробатов Винкиных – уроженцев маленькой казачьей станицы.

На арену – ни ногой

Но на этом история Половинкиных-Винкиных не закончилась. О судьбе легендарной семьи наших земляков «Волгоградской правде.ру» подробно рассказала Елена Половинкина – супруга Михаила Половинкина, внука Николая Винкина.

Уже много лет Михаил и Елена живут во Франции, но время от времени приезжают в Волгоград к родственникам. В один из таких приездов мы с Еленой и пообщались. Мы ей поведали подробности про восстановленный фамильный дом в Серафимовиче, а она нам – еще одну замечательную историю из жизни семьи Половинкиных.

Оказалось, что у смельчака Николая Винкина был сын Юрий. В трехлетнем возрасте мальчик вместе с отцом выбегал на манеж, но после того, как Николай разбился, мама сына к цирку даже близко не подпускала. 

Юрий Николаевич Половинкин прошел войну, получил мирную профессию инженера, приехал в Сталинград и всю жизнь проработал инженером на метизном заводе.

Женился Юрий Половинкин на Галине Фатовой. Про нее впору писать отдельную книгу. Галина Михайловна, дочь русских эмигрантов, родилась во Франции. По России Фатовы всегда тосковали, и в феврале 1946года Галина, тогда 16-летняя девчонка, вернулась на историческую родину, в Сталинград, который стоял в руинах. Но девушку это не испугало. В Сталинграде она окончила вечернюю школу, поступила в педагогический на ин-яз – французский знала в совершенстве. Потом много лет преподавала французский язык в спецшколе № 20. Фатову всегда приглашали в качестве переводчика, когда в Волгоград приезжали делегации из Франции.

– Моя свекровь работала переводчиком даже у президента де Голля! – говорит Елена. – А в 1974 году французский режиссер Жорж Барский начал снимать серию фильмов о великих реках, в том числе и о Волге. Так вот Волгоград в этом фильме представляла как раз Галина Михайловна Фатова.

Токарь со знанием французского

Михаил – сын Юрия Николаевича и Галины Михайловны, с детства слыша французскую речь, всегда хотел побывать во Франции. И в начале 90 -х исполнил мечту.

Деньги на поездку заработал сам: в 19 лет устроился на метизный завод, получил профессию токаря, целый год стоял за станком, а когда на предприятие приезжали иностранные делегации, исполнял функции переводчика. На заводе им страшно гордились: простой токарь с блестящим знанием французского! И ни за что не хотели отпускать, когда уходил.

После первой поездки во Францию Михаил вернулся и стал переводчиком, работал на «Мосфильме». Однажды ему предложили годовой контракт на сотрудничество с Ани Жирардо, которая приехала в Россию. Михаил отказался и до сих пор жалеет. А в 2002 году по состоянию здоровья он все таки уехал во Францию. И вот уже много лет Михаил и Елена живут там в маленьком городке Гренобле.

Ни один из представителей семейства Половинкиных ни разу не был на исторической родине – в Серафимовиче, бывшей станице Усть-Медведицкой. Но узнав, что их дом сохранен и отреставрирован под музей, многие загорелись увидеть свое родовое гнездо.

Михаил с кузиной приедут уже в сентябре. А потом, возможно, и все Половинкины-Винкины нагрянут. Держись, Серафимович!

Читайте Волгоградская правда.ру в:

Поделиться в соцсетях:

нет

Добавить комментарий