В Клетском районе возрождается храм, возведенный в середине XIX века

Волгоградская правда
Сквозь облака поднимаемой пыли наш автомобиль мчится по грунтовой проселочной дороге, что в глубинке Клетского района. Внезапно взорам открывается среди степи величественное сооружение – старинный храм с несколькими куполами, один из которых блестит позолотой. Это православная обитель станицы Перекопской, долгое время она была самым высоким из сооружений на Дону. Об истории храма расскажет наш коллега Александр Литвинов.

В честь победы над Наполеоном

Не велика станица Перекопская. Точнее было бы сказать теперь, что это просто хуторок, в котором свой век доживают несколько десятков донских казаков и казачек.

А когда‑то ведь это была одна из самых крупных, солидных станиц на всем православном Дону.

Основанная в 70‑е годы XVII века, в пору царствования царя Алексея Михайловича, в лучшие для нее времена станица эта вместе с окрестными хуторами насчитывала свыше 7000 жителей.

Но времена те давно миновали. Станица Перекопская мельчала, вымирала. В пору советской власти признана она была неперспективной и передана в 70‑е годы из Перекопского в соседний, Кременской сельсовет.

Перестал со временем заходить в станицу рейсовый автобус, прекратили в ней свою работу школа, библиотека, магазин, зато остался храм. О нем – особый разговор, так как появился он здесь далеко не случайно.

Вместе с 60 тыс. казаков в Отечественной войне 1812 года против нашествия на Русь «двунадесяти языков» под воительством Наполеона Бонапарта участвовало множество здешних казаков, уроженцев станицы Перекопской. Отнюдь не все они вернулись с той войны на свой родимый Дон.

Зато те, что вернулись, на станичном кругу порешили – в благодарность Господу за дарованную им победу над Наполеоном возвести в своей родной станице новый храм вместо ее прежней, деревянной церкви.

Вскоре по поручению казаков архитектор Фомин подготовил проект. Правда, поскольку он довольно долго оставался под сукном, ему пришлось его со временем еще и дорабатывать.

Лишь в 1853 году этот проект утвердил император Николай I, и 30 тыс. рублей серебром собрали казаки на его строительство.

Возвели красивый и высокий храм, сочетавший в себе элементы древнерусского и византийского зодчества, всего за три года.

Кроме того, на средства местного священника, отца Иоанна Попова, пристроили к нему под колокольней придел.

Возродить старинный храм

Новый храм, возведенный всем миром, был освящен в честь праздника Богоявления Господня, в память о здешних казаках, сложивших головы в борьбе за освобождение России и Европы. Придел же освятили в честь Казанской иконы Божией Матери.

В годы советской власти этот храм не миновала участь множества других православных церквей.

В придачу к этому храм Богоявления Господня пострадал и в ходе Сталинградской битвы – фронт был всего в 5 км от станицы Перекопской.

После войны вместе со всей станицей храм Богоявления Господня постепенно приходил в запустение.

Около четверти века, с середины 60‑х, после кончины его последнего настоятеля отца Пантелеймона он просто пустовал.

Для храма это не могло пройти бесследно – деревянные полы прогнили, облетела со стен штукатурка, внутренняя роспись тоже утратила свой прежний вид.

И только в 1990 году храм станицы Перекопской вновь стал действующим.

В нем возобновились церковные службы, хоть прихожан в станице к тому времени осталось мало, впору по пальцам пересчитать. На церковном дворе, прямо за храмом, сохранился также памятник на месте захоронения иерея Ефрема Димитриева, родившегося в 1812 году, много лет в этом храме служившего Богу и умершего в возрасте 77 лет.

Силами церкви и станичников старинный храм в станице Перекопской сейчас реставрируется, хоть и медленно. Пол уже восстановлен, теперь штукатурят стены церкви.

Кременско-Вознесенский монастырь, находящийся сравнительно неподалеку, выделил в качестве сторожа одного из своих братьев-монахов.

Храм Богоявления Господня стал в наши дни подворьем этой обители, а игумен монастыря отец Савин (Максим Аганин) – его настоятелем.

Хочется верить, что храм станицы Перекопской ждет светлая участь. Ведь он находится в сердце донского казачьего края. А казак без православия не казак.

Читайте Волгоградская правда.ру в:

Поделиться в соцсетях

нет


Добавить комментарий