Судаков Анатолий Викторович – р. в 1960 г. в Вольске Саратовской области; окончил естественно-географический факультет Волгоградского педагогического института в 1986 г.; заместитель председателя Волгоградского отделения Русского географического общества с 2001 г. Специалист по физической географии, частному регионоведению и географическим вопросам безопасности жизнедеятельности. Автор 48 научных публикаций, в том числе по проблемам климата юго-востока Русской равнины.
– Волгоград недавно назвали самым жарким городом России по среднесуточной температуре. Но ведь раньше он таким не был. Что происходит?
– Подобные разговоры имеют спекулятивный характер. В отдельные дни синоптическая ситуация может действительно сложиться так, что Волгоград станет лидером по среднесуточной температуре среди городов страны. Однако географы при анализе климата оперируют средними величинами за определенный период. Важнейшим из них является среднегодовая температура, вычисленная за очень длительный период наблюдений. Для Волгограда она составляет 8,1 ºС за период с 1901 г . по 2014 г . По этому показателю в тройке российских лидеров находятся Сочи (14,2 ºС), Ялта (13,2 ºС) и Махачкала (12,4 ºС). Если брать список региональных столиц Юга России, то в нем Волгоград занимает место в начале второго десятка. Если в список включить районные центры, то он и в первую сотню не попадет. Даже в Волгоградской области самым теплым городом является не ее региональная столица, а город Котельниково, в котором средняя годовая температура больше, чем в Волгограде, как минимум на один градус.
– То есть «сенсация» дутая?
– Нет, все же мы не ошибемся, сказав, что Волгоград – один из самых жарких городов России. Для волгоградской жары хорошо подходит слово «зной», что означает жару при отсутствии облачности, ветра и беспощадном солнечном облучении. Такая погода очень опасна для человека и может вызывать солнечный удар и хронический перегрев организма. В летние месяцы Нижневолжский регион – наименее благоприятная для проживания территория европейской части России с экстремальным климатом.
– МЧС прогнозирует значительный рост числа ландшафтных пожаров этим летом. Будет ли лето 2015 года способствовать таким катастрофам?
– Прогнозы МЧС, по моим наблюдениям, часто излишне пессимистичны. Впрочем, наверное, это тот случай, когда лучше перестраховаться, чем расслабиться. В целом за пять лет, начиная с 2009 г., резко увеличилось число засушливых дней в течение года. Впервые за все время метеорологических наблюдений засухи фиксируются в Нижнем Поволжье 4 года подряд – с 2009 по 2012 г. Участились зимние и ранневесенние засухи, что негативно сказалось на влагозапасе в почве. К примеру, в Волгоградской области с марта 2014 г. по апрель 2015-го было тринадцать влагодефицитных месяцев подряд! Причем с середины января до начала апреля 2015 г. на значительной части области осадков не было вовсе. В этом году мы наблюдали лесной пожар на территории Астраханского заповедника уже 22 февраля! Пик ландшафтных пожаров ожидается в июле.
– Какие опасности таит глобальное изменение климата на планете для Нижневолжского региона? К чему нам стоит готовиться?
– Если в целом на планете из-за глобального изменения климата температура повысилась на 0,8 ºС, то в Нижнем Поволжье она увеличилась на 2 ºС! С одной стороны, это открывает определенные возможности для сельского хозяйства, с другой стороны, таит огромные опасности. Установлено, что с интервалом в 30-35 лет эпоха меридиональной атмосферной циркуляции сменяется эпохой зональной циркуляции. В зональную эпоху годовое количество осадков примерно на 70-100 мм меньше, засухи случаются чаще и бывают более продолжительными. Причина в том, что в эту эпоху над Русской равниной формируются обширные и устойчивые летние антициклоны, которые блокируют западные ветры, несущие влагу с Атлантического океана. Сейчас мы живем в зональную эпоху, которая завершится в первой половине 20-х годов.
– То есть примерно с 2025 года у нас станет прохладнее?
– Да, с начала 20-х до середины 50-х годов природа даст нам отдохнуть, появятся дополнительные шансы для развития и зернового, плодоовощного, садового хозяйств, и животноводства на естественных пастбищах за счет значительного роста природного увлажнения территории. Но надо учитывать, что в меридиональную эпоху в атмосфере резко возрастает число дней с пыльными бурями. С каждого гектара незадернованной пашни за время одной бури может выноситься до 200 т почвы. А всего в Волгоградской области ветровой эрозии подвержено 3 млн га. Уменьшить ее могут только полезащитные лесополосы, которые в постсоветское время не восстанавливались, находятся в ужасном состоянии и доживают последние годы. У нас еще есть время, чтобы восстановить полезащитные лесопосадки до наступления очередного меридионального цикла атмосферной циркуляции. Но начинать восстановительные работы надо немедленно, иначе наша почва будет переноситься ветром в центральную Украину.
– И все же ранее вы говорили, что через несколько десятков лет вся Волгоградская область станет полупустыней.
– От своих слов я не отказываюсь, ведь глобальное потепление продолжается – до середины века среднегодовая температура в Нижнем Поволжье повысится еще на градус и превысит 10 ºС. На этом фоне в середине пятидесятых годов этого столетия наступит очередная зональная эпоха атмосферной циркуляции с ограниченным количеством осадков – 330-370 мм в год. Климат станет агрессивным и жестким, лето каждого года будет похоже на то, какое мы пережили в 2012 г. Степная зона отодвинется на север, а на большей части территории Волгоградской и Астраханской областей сформируется классическая полупустыня. И с этим человек ничего поделать не в силах. Поэтому органы государственного планирования и управления должны уже сейчас готовиться к перестройке наших отношений с природой в Нижневолжском регионе. Надо понимать, что развивать зерновое хозяйство в регионе на богарных землях во второй половине XXI века, по всей видимости, уже не удастся. Однако дополнительные возможности появятся для развития виноградарства. На землях, которые в силу разных причин не пригодны для орошения, перспективным будет развитие отгонно-пастбищного животноводства, преимущественно овцеводства. Территориальная и отраслевая структура агрокомплекса претерпит большие изменения, которые следует на научной основе планировать уже сейчас с привлечением специалистов географического, аграрного и экономического профиля.
DNG