Первыми по этой теме высказались либерал-демократы, фракция ЛДПР в Госдуме России выступила с предложением приравнять деятельность организаций, осуществляющих борьбу с нелегальной миграцией, к социально ориентированной. Это даст возможность таким объединениям претендовать на различные формы государственной поддержки или, по крайней мере, избавиться от своего полулегального положения, поскольку в основной своей массе они сейчас ходят по лезвию ножа, рискуя получить обвинения в экстремизме. Насколько оправданно такое решение, вопрос спорный: придется провести тщательный анализ общественных организаций такого рода, поскольку многие из них действительно довольно радикальны по своим убеждениям. Так, например, наиболее известное из них – "Движение против нелегальной эмиграции" с 2011 года получило официальный запрет на свою деятельность.
– Сейчас на самом деле достаточно радикально настроенных организаций, – говорит депутат Государственной Думы от фракции ЛДПР Дмитрий Литвинцев. – Но тем яснее становится, что пускать все на самотек нельзя. Всегда лучше, чтобы работа таких организаций была на виду у общества и государства. Иначе мы придем к ситуации, когда деятельность становится неконтролируемой. Кроме того, естественно, деятельность не должна выходить за рамки закона. В уставе любой организации есть описание ее целей, задач и средств, которыми это достигается, выходить за эти пределы нельзя и по ним нужно судить о любом объединении.
Более мягкий вариант предложил не так давно Кремль – с упором на национальную составляющую. Первый заместитель главы Администрации Президента Вячеслав Володин отметил, что в решение вопросов межнациональных отношений должны быть более активно вовлечены национальные общины и диаспоры, многие из которых зарегистрированы в качестве некоммерческих организаций. По мнению Володина, их представители должны участвовать в процессе адаптации каждого отдельного мигранта наряду с участковыми полицейскими, работодателями и представителями законодательной власти.
В Волгограде такой организацией-координатором является хорошо известный многим "Дом Дружбы". Плюсом является то, что эта работа ведется уже несколько лет, наработаны связи с диаспорами, общинами и властными структурами, поэтому ничего нового такая миссия для организации не несет. "Дом Дружбы", кстати, является единственной общественной организацией, на базе которой функционирует Центр адаптации мигрантов, еще четыре таких в городе работают только в вузах. Еще одна положительная сторона заключается в том, что организация не носит ярко выраженной национальной принадлежности – это площадка для взаимодействия множества диаспор и национальных объединений.
– Мы занимаемся этим уже давно, сейчас вот получили поддержку в виде губернаторского гранта, – говорит руководитель "Дома Дружбы" Казбек Фарниев. – Здесь еще важна сама постановка вопроса. Нельзя заставить общину принимать участие в жизни мигранта. Для этого нужны ресурсы, самые минимальные, которых подчас просто нет. Общины по мере возможности и так это делают. Например, у нас таджики, узбеки, афганцы просто молодцы в этом деле, да и не только они. В целом же, если говорить о нашем регионе, то у нас национальная, миграционная проблема не стоит так остро, как в некоторых других. Во многом именно благодаря такому грамотному взаимодействию.
Строго говоря, ни одно НКО не сможет полноценно участвовать в решении вопросов, связанных именно с нелегальной миграцией, хотя бы потому, что этим вопросом занимается Федеральная миграционная служба и ее приходится ежедневно прикладывать немалые усилия для выявления случаев незаконной миграции, определения условий, при которых это стало возможным, и, собственно, депортации. Однако национальные объединения могут оказывать существенное влияние в вопросах адаптации мигрантов, хотя здесь есть и своя специфика.
В Волгоградской области на настоящий момент зарегистрировано 63 национальных объединения, все они имеют статус СО НКО со всеми сопутствующими особенностями. Существуют также, как было уже упомянуто выше, пять центров адаптации мигрантов, которые занимаются в основном устранением языковых пробелов, при наличии которых просто невозможно легальное нахождение на территории России. Главными «поставщиками» мигрантов являются Таджикистан и Узбекистан, других на территории региона, как поясняют специалисты, нет. Однако специфика заключается в том, что вопреки распространенному мнению нет устоявшейся связки отношений «мигрант – диаспора». Диаспора и община – это сообщество людей определенной национальности, проживающих на территории России и имеющих российское гражданство. Мигранты – люди из другого государства. Естественно, присутствует ощущение национальной общности, но оно не является определяющим. Ошибочно также полагать, что все приезжие связаны родственными узами различной степени с теми, кто уже живет здесь. Как правило, это совершенно чужие друг другу люди. И мигрант, приезжая в Россию, контактирует в первую очередь со своим работодателем, а уже потом с диаспорой, на которую он, к слову сказать, может и вовсе «не выйти». Как объясняют в региональном министерстве по делам национальностей, диаспоры привлекаются обычно в случае появления каких-то проблем, когда дело доходит до разбирательства и выезда на место. Подтверждают это и в самих общинах.
– Мы стараемся оказывать посильную помощь соотечественникам, – говорит глава таджикской общины Саидахмад Махмадов. – Однако это случается в основном тогда, когда возникают какие-то проблемы, просто так к нам не обращаются. В основном помощь касается места работы, перевода документов и подобных формальностей.
Таким образом, получается, что просто привлекая к контролю миграционных вопросов национальные объединения, цели достичь не удастся, поскольку тех самых связей, на которые и возлагаются надежды, попросту не существует. Однако, безусловно, работа в этом направлении должна быть начата, ведь у диаспор есть то, чего нет ни у одной официально уполномоченной структуры, – понимание национального менталитета и особенностей гостей из-за рубежа.