В Волгограде начался процесс по обвинению в геноциде советского народа

  • Волгоградская правда
  • Волгоградская правда
  • Волгоградская правда
1 августа в областном суде состоялось первое судебное заседание по заявлению прокурора региона Дениса Костенко о признании военными преступлениями и преступлениями против человечности злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками в Сталинградской области. Судья выслушала губернатора Волгоградской области, экспертов и свидетелей фашистских преступлений – жителей осажденного Сталинграда.

Без срока давности

Обвинение в отношении немецко-фашистских захватчиков и их пособников предъявил прокурор Волгоградской области Денис Костенко по поручению Генпрокурора РФ Игоря Краснова. Преступления против человечности не имеют срока давности, поэтому этот громкий процесс – это восстановление исторической справедливости, защита национальных интересов страны, родственников погибших. Открытые в ходе суда в Волгограде факты будут доведены до мировой общественности, процесс проходит в открытом режиме.  

Факты, изложенные в заявлении, подтверждаются архивными данными ФСБ, результатами поисковых работ, различными документами, а также показаниями свидетелей и специалистов – всего набралось 14 томов материала. Только по приблизительным данным, в период 1942–1943 гг. на территории Сталинградской области немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками казнено, замучено и угнано в Германию более 360 тысяч человек, в том числе военнопленных, партизан, женщин, детей и стариков. Число жертв среди мирного населения – не менее 200 тысяч человек.

Гитлер считал, что в Европе имеют право жить только арийцы. Фашистская Германия и ее сателлиты вместе разрабатывали планы по уничтожению славян на территории России. 

– Уже с первых дней войны вместе с вермахтом против Красной Армии сражались солдаты Венгрии, Румынии, Италии, Хорватии, а также полицейские украинских добровольческих отрядов, – заявил в суде главный прокурор области Денис Костенко. – Они систематически уничтожали города и села, мирное население, военнопленных, занимались разграблением культурных ценностей граждан и хозяйств. Сегодня наряду с осуществлением уголовного преследования требует разрешения вопрос об установлении юридического факта и признания преступлений, совершенных на территории Волгоградской (Сталинградской) области, военными преступлениями, преступлениями против человечности и геноцидом народов Советского Союза в рамках гражданского судопроизводства.  

По данным материалов дела, с 17 июля 1942-го по 2 февраля 1943 года немецко-фашистские войска оккупировали 12 районов Сталинградской области. С первых дней захвата территории немцы приступили к грабежу населения, сопровождая его избиениями и пытками. Те, кто пытался оказать сопротивление, жестоко наказывались, вплоть до расстрела или повешения. Для людей от 16 до 50 лет была введена обязательная 12-часовая трудовая повинность. Любые нарушения трудовой дисциплины карались телесными наказаниями и расстрелами. 

На работы в Германию с территории региона было вывезено свыше 64 тысяч человек, а по архивным данным ФСБ России, эта цифра составляет 73 тысячи. В области были организованы 47 полевых лагерей для военнопленных, в которых из-за голода, болезней, ранений погибли более 50 тысяч военнопленных. Над мирным населением постоянно осуществлялись расправы, чудовищные преступления совершались и в отношении детей, женщины и девушки подвергались насилию.

Одним из самых чудовищных преступлений стало жестокое убийство воспитанников детского дома для детей с задержкой развития в Нижнем Чире. Гражданское население часто использовалось в качестве живого щита для прикрытия во время наступления пехоты. 

В период оккупации была практически уничтожена промышленность Сталинградской области: общая сумма ущерба составляет более 19 млрд рублей, в переводе на современные деньги – около 17 триллионов рублей.

Исходя из всего вышеизложенного, прокурор области попросил суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Правда всегда одна

В геноциде советского народа на оккупированной территории Сталинградской области обвинил немецко-фашистских захватчиков и Герой России губернатор Андрей Бочаров. Глава региона отметил, что даже спустя 80 лет работа по установлению всех обстоятельств и участников преступлений должна продолжаться. Это важно для сохранения исторической правды и увековечения памяти героев. От лица администрации области губернатор выразил поддержку стороне обвинения, назвал заявление прокурора региона обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

– Необходимо восстановить историческую справедливость, признать чудовищные преступления, совершенные нацистами и их пособниками в отношении советского народа, преступлениями против человечности, – подчеркнул Андрей Бочаров. – Дать однозначную правовую оценку действиям всех установленных в ходе расследования лиц, которые принимали участие в зверствах в отношении мирного населения.

В ходе судебного заседания прозвучали показания общественников, экспертов-историков и других специалистов, а также жителей осажденного Сталинграда – тех, кто, будучи еще ребенком, испытал на себе нечеловеческую природу фашизма.

– Этот вопрос висел в воздухе 80 лет, мы ждали его разрешения, – сказала руководитель Волгоградской общественной организации «Дети Сталинграда» Галина Егорова. – Этот процесс важен для последующих поколений, будущего нашего города, потому что, если злодеяния фашистов признают геноцидом, мы по-другому посмотрим на наше беспечное и толерантное отношение к нацизму и его проявлениям и в то время, и сейчас. 

Почетный гражданин Волгограда, общественный деятель, ветеран Вооруженных сил Борис Усик обратил внимание на то, что пособники фашизма – достаточно широкое понятие. Европейские страны, присягнувшие на верность Гитлеру, не понесли никакой ответственности за преступления в отношении мирных жителей.

– Слишком быстро мы прошли послевоенную пору, и, создавая Варшавские договоры, Конвенции взаимопомощи, забыли о том, что на нашу землю пришла Европа, которую мы сегодня называем НАТО, – немцы, хорваты, венгры, бельгийцы, – сказал Усик. – Сегодня нужно упомянуть всех, в том числе порядка 300 украинских националистов, которые замучили сотни людей. Больше всего зверств было со стороны румынов. Это была особая армия мародеров, насильников, грабителей. Заходя в село, они выгребали все, вплоть до дымоходных кирпичей. Сегодняшнее заседание – напоминание о том, что мы все это помним и никогда не забудем. Считаю, что обращение прокурора области было очень своевременным и правильным. Этот процесс означает возвращение к нашей памяти и прошлому.

«Вокруг лежали трупы. Было страшно»

О важности юридического признания факта геноцида высказались и федеральные эксперты, в том числе депутат Госдумы, историк, лидер российского поискового движения Елена Цунаева. 

– Когда проходил Нюрнбергский процесс и все другие суды в отношении военных преступников, такого понятия, как геноцид, не было, – отметила Елена Цунаева. – Несмотря на то что все ужасы, о которых сегодня было упомянуто, признавали, факт целенаправленной политики уничтожения населения целого государства сформулирован не был. Мы, как инициаторы проекта «Без срока давности», считаем, что преступная сущность идеологии нацизма была девальвирована. Это одна из причин, почему в современной Европе, и не только там, вновь вернулись к этим идеям. Кроме того, речь идет об эмоциональной составляющей, связанной с ветеранами ВОВ, которые традиционно чествуются в нашей стране. Тем не менее, говоря об их победах, мы никогда не говорили, от чего они нас защитили. Они ведь не просто прогнали врага с территории Сталинградской и других областей, а защитили нас от полного уничтожения. Суд фиксирует все эти преступления и смысл идеологии нацизма.

Со слезами на глазах вспоминают страшные события тех лет жители осажденного Сталинграда. Спустя восемь десятков лет душераздирающие картины стоят перед их глазами. По вине фашистов эти люди потеряли родных и близких, а сами чудом остались живы.   

Лидии Киселевой во время Сталинградской битвы исполнилось 15 лет. Фашистская бомба в сентябре 1942 года убила ее старшего брата 17-летнего Николая, папу забрали на фронт. Девочке с мамой чудом удалось сбежать из колонны, которую фашисты сформировали для вывоза в Германию. Год оккупации семья пережила в землянке вместе с беженцами.

– Когда нас освободили наши военные, вернулись в город, на родную Дар-Гору, но там все было голо, ничего не осталось, – вспоминает Лидия Киселева. – Поселили нас в блиндаже, где немцы жили, затем я пошла работать в госпиталь. До сих пор все это стоит перед глазами: семь близких людей погибло. Что творилось во время бомбежки, не передать – все было черным, казалось, что небо соединилось с землей. Крики взрослых, плач детей, стоны умирающих. Никакой помощи нет, все в одном аду. За это обязательно нужно наказать.

93-летняя жительница города Дубовки Галина Ушкова очень хорошо помнит годы оккупации, которые ей пришлось пережить в 12-летнем возрасте.  

– Когда объявили, что началась война, внутри все оборвалось, – вспоминает она. – Отцу сразу же прислали повестку. Сестре Зое в 1941 году было всего три месяца. Мы очень трудно пережили первую зиму. На следующий год в город вошли немцы и выгнали нас из дома, создав в нем штаб. Пришлось жить в пещерах большого оврага, который тянулся от улицы Каспийской до станции переливания крови. К концу 1942 года нам сказали уходить из города, чтобы спастись от расстрела. Вереница людей пошла на Калач-на-Дону. На дороге стояли немцы и выбирали тех, кому было 17–18 лет. Остальных погрузили на открытые платформы и повезли в Белую Калитву (там был концлагерь. – Прим. ред). Поселили в птичнике. Еды нет, мать с большим трудом ее добывала. Потом прошел слух, что кто-то заболел тифом и немцы планируют птичник сжечь. Ночью мы оттуда сбежали, дошли до ближайшей станицы, где нас приютила одна женщина. Младшая сестра от голода умерла. Когда Сталинград освободили, мы с мамой вернулись домой. Но город был совершенно пустой – вокруг лежали трупы, было очень страшно. Вместо дома остался блиндаж, в нем мы прожили семь лет, пока не построили новый дом.

Выслушав показания свидетелей, суд объявил об окончании заседания. Следующее слушание назначено на 7 августа 2023 года. Беспрецедентный процесс в Волгограде проходит в открытом режиме. 

Читайте Волгоградская правда.ру в:

Поделиться в соцсетях:

нет

Добавить комментарий