С Александром Скоробогатовым мы встретились в музее. Экспозиция уже готова, остались небольшие штрихи. Он постарался сделать этот музей интерактивным. Здесь все желающие смогут не только посмотреть на модели кораблей, но и освоить технику вязания морских узлов, попробовать своими силами собрать остов модели парусника.
Пока же он проводит для «Волгоградки» первую экскурсию, попутно рассказывая, как получилось, что главным хобби его жизни стали миниатюрные мачты и паруса.
– Первый парусник мне достался в подарок от друга еще в школьном возрасте, – говорит мастер. – За ненадобностью корабль пылился у него в сарае и требовал серьезной реставрации. Я за нее взялся на каникулах. Восстановил, насколько хватило умения.
Потом по журналам для юных моделистов начал строить «Золотую лань» путешественника и пирата Френсиса Дрейка, затем даракар викингов, американский колесный пароход, военный крейсер. «Хотелось поначалу сделать все, но постепенно стал понимать, что современное судостроение мне не так интересно. Душа лежит именно к парусникам».
Изучая историю парусников, Александр Скоробогатов штудировал не только научную литературу, но и художественную.
В «Острове сокровищ», «Одиссее капитана Блада» были зачитаны до дыр страницы, где речь шла о флоте, где описывались корабли.
– Я выстроил для себя историческую цепочку от древних времен до современных парусников. И стараюсь заполнить каждую страницу истории парусного судостроения, построив модель корабля, – объясняет судомоделист. – В этой цепочке постоянно появляются новые звенья.
Он показывает древнеегипетские лодки, которые строили 5 тысяч лет назад, еще до нашей эры, с виду – утлые суденышки. Рядом финикийские корабли – более надежные. По ним видно, как наличие запасов строевой древесины и удачное месторасположение могут резко двинуть вперед судостроение.
Дальше идут греческие, римские, византийские суда, корабли викингов, мореплавателей Северной Европы и Испании. Последние в исторической цепочке – парусники середины 19-го века, которые принимали участие в русско-крымской войне. Но Александр Скоробогатов настаивает, что история не может быть оборвана, она закольцована. И снова подводит к тростниковым лодкам.
– В середине прошлого века путешественник Тур Хейердал воссоздал судно, чтобы повторить путь древних мореплавателей, которые пересекали океан на таких суденышках от Перу до островов Полинезии, – говорит мастер. А потом показывает еще один осовремененный экземпляр – плот из бамбука. Его воссоздал в 20-м веке Эрик Бишоп, который в противовес Туру Хейердалу хотел доказать, что люди заселяли Южную Америку с островов Полинезии. И переплывали туда на плотах из бамбука.
Этот плот Александр Скоробогатов построил по чертежу, напечатанному в журнале на немецком языке. Само издание было найдено буквально на свалке среди вещей, которые выбрасывали строители из городского детско-юношеского центра. Для него как для человека, который на протяжении 40 лет занимается судомоделизмом, журнальчик стал настоящим кладом.
Мы подходим к модели каравеллы, какой командовал путешественник Вильям Баренц. Александр обращает внимание на деревянный корпус модели корабля. Он весь усыпан крохотными, еле различимыми гвоздиками. Как оказалось, их в паруснике 8 тысяч. Крохотных деталей здесь множество, присмотревшись внимательно, понимаешь, насколько это ювелирная работа.
До открытия школьного музея остались считанные дни. По признанию Александра Скоробогатова, исполнилась его большая мечта. На протяжении последних лет он делал много попыток организовать музей истории парусного судостроения. То, что интерес к его кораблям у волгоградцев есть, он видел по посещаемости своих выставок, которые проводились в краеведческом музее или музее-заповеднике «Старая Сарепта».
Теперь у кораблей Скоробогатова есть постоянное место – в областном центре детского технического творчества, где он сам работает преподавателем. Здесь школьники смогут увидеть модели судов, научиться делать такие же, а также изучать многие школьные предметы. Ведь парусники связаны не только с историей, но и с географией, биологией. Путешественники на таких кораблях открывали новые земли, знакомили мир с новыми растениями и животными.