Наследие и наследники
– Татьяна Ивановна, сейчас подводятся первые статистические итоги прошедшего чемпионата. Для нашего региона это был крупный экономический проект. Что говорит статистика – каков все-таки эффект от ЧМ-2018?
– Оценивать финансовые вложения, связанные непосредственно с подготовкой и проведением в городе чемпионата, – дело местных органов власти. Но заявленные задачи по улучшению имиджа региона и привлечению инвестиций, по нашим оценкам, в значительной степени решены. Общий объем инвестиций в основной капитал на территории Волгограда за последние четыре года существенно возрос. За 2014–2017‑й по сравнению с предыдущим четырехлетием (2010–2013 гг.) в экономику Волгограда крупными и средними организациями вложено 367 млрд руб., то есть в 2,3 раза больше. Достаточно перечислить крупные объекты Волгоградской области, которые были включены в федеральную программу. Это «Волгоград Арена» на 45 тыс. зрительских мест, рокадная дорога, подводный переход через Волгу основного и резервного напорных коллекторов, реконструкция шоссе Авиаторов и волгоградского аэропорта.
– Но в подготовку вкладывались не только областные и федеральные средства, были ведь еще и внебюджетные инвестиции?
– Да. В частности, за счет этих ресурсов возведены две гостиницы категории «3 звезды», введено резервное электроснабжение станции аэрации на острове Голодном мощностью 4750 киловатт, водоочистные сооружения Краснооктябрьского района мощностью 100 млн кубометров в сутки. В городской клинической больнице скорой медицинской помощи № 25 реконструировано приемное отделение площадью около 7 тыс. кв. метров, построена вертолетная площадка.
Спорт с плюсом
– Как описывают цифры развитие спортивной инфраструктуры?
– Чемпионат сыграл в этом ключевую роль. К началу 2018 года по сравнению с 2013‑м в городе появилось 100 новых спортивных сооружений – их стало на 8 % больше. Построено 36 спортзалов, 9 плавательных бассейнов, 2 физкультурно-оздоровительных комплекса. Непосредственно для ЧМ реконструированы тренировочные площадки.
– И все это сказалось на жизни горожан…
– ... самым положительным образом. По данным статистики, в последние годы среди жителей Волгограда набирают популярность занятия физкультурой и спортом. Если в 2013 году разными видами спорта занимались более 265 тыс. человек, то по итогам 2017 года их уже 338 тысяч.
– А дорожный прорыв как выглядит в цифрах?
– За последние четыре с половиной года в Волгоградской области построено свыше 225 км новых автомобильных дорог общего пользования. Кроме того, активно ведется ремонт внутригородских дорог, в том числе и в Волгограде. Дорог в областном центре, отвечающих нормативным требованиям, становится больше: с 2013‑го их доля в общей протяженности возросла с 30 до 38 %.
Тариф «футбольный»
– ЧМ хорошо повлиял на гостиничный бизнес?
– В Волгоградской области в 2018‑м резко вырос турпоток, и регион к этому готовился. Только за 2017 год в Волгограде было введено 25 гостиниц и аналогичных средств размещения с номерным фондом 730 мест. На начало 2018‑го в городе уже 141 гостиница, из них две – с категорией «5 звезд», десять имели «4 звезды», 22 – «3 звезды».
– А цены – как они изменились в период ЧМ?
– В июне по сравнению с маем стоимость проживания в гостинице была в среднем 3069 рублей с человека в сутки, что в 1,9 раза дороже, чем в мае. Это яркое проявление закона спроса и предложения. В предыдущие годы таких ценовых скачков, конечно, не наблюдалось.
– В торговле и общепите был скачок цен?
– А вот этого не произошло. Индекс потребительских цен по Волгоградской области в июне 2018‑го по отношению к маю составил 100,5 %, такой же индекс был и в прошлом году. Так что всплеска потребительских цен в целом не зафиксировано, хотя по отдельным позициям такой рост был. Это, как я уже сказала, стоимость проживания в гостиницах и некоторые товары и услуги, ориентированные на туристов.
– Например?
– В июне точки общепита предлагали посетителю обед в ресторане средней стоимостью 654 руб. – по сравнению с маем дороже на 4 %. В июле цена выросла еще на 2,5 %. Средняя цена ужина в ресторане в июне была 1908 руб. на человека, а в июле средний счет вырос на 2,4 % – до 1955 руб. Этот тренд значительно отличается от динамики средней цены ужина в волгоградских ресторанах в это же время в прошлом году.
– Меню в более демократичных заведениях типа фастфуда тоже подорожало?
– Нет, в столовой, кафе или закусочной обед в июне-июле стоил 283 руб. – даже дешевле, чем в мае. Но зато гамбургеры обходились покупателям ненамного, но дороже (+ 3,8 %) – 109 руб. Кофе в сетях быстрого обслуживания стоил в среднем 77 руб. за 200‑граммовый стаканчик (подорожание очень незначительное – на 0,8 %). Спасением в пик жары в городе была бутылка прохладной минеральной воды по средней цене в июне 26 руб. за литр – на 4 % больше, чем в мае – и стаканчик сливочного мороженого в среднем за 37 руб.
– Хозяева заведений могут быть довольны выручкой?
– В целом поток туристов-болельщиков улучшил показатели розницы и общепита. В конце 2017 года в Волгограде действовало около 4,7 тыс. магазинов, в том числе более 130 супермаркетов и более 700 минимаркетов. Оборот розничной торговли в январе-июле 2018‑го составил 65,9 млрд руб., или 101,4 % к тому же периоду прошлого года. В выигрыше остались и объекты общепита. Это более 380 ресторанов, кафе и баров, 350 общественных столовых и закусочных. В январе-июле сложился оборот в 2 млрд руб., или 125,6 % к тому же периоду прошлого года.
– Что еще зафиксировала статистика по итогам ЧМ?
– Не все поддается формализации и описанию языком статистики. Например, нельзя измерить позитивные эмоции, ощущение причастности к глобально значимому событию, каким стал для волгоградцев чемпионат. Особая воодушевленная атмосфера, которая царила в эти дни, делала нас позитивнее, внушала чувство гордости за свой город и за свою страну. На мой взгляд, изменившиеся люди – главный итог чемпионата.
Поделиться в соцсетях:
нет
Добавить комментарий