В Волгограде построили копию американского Белого дома

  • В Волгограде построили копию американского Белого дома
  • В Волгограде построили копию американского Белого дома
  • В Волгограде построили копию американского Белого дома
  • В Волгограде построили копию американского Белого дома
  • В Волгограде построили копию американского Белого дома
  • В Волгограде построили копию американского Белого дома
  • В Волгограде построили копию американского Белого дома
  • В Волгограде построили копию американского Белого дома
  • В Волгограде построили копию американского Белого дома
  • В Волгограде построили копию американского Белого дома
  • В Волгограде построили копию американского Белого дома
В городе-герое немало зданий, очень напоминающих постройки, которые являются мировыми достопримечательностями

Как известно, Белый дом, резиденция американских президентов, – один из известнейших памятников архитектуры, визитная карточка столицы США Вашингтона. Однако мало кто знает, что в Волгограде есть его необычный «близнец» – это бывший Дом культуры и техники металлургического гиганта «Красный Октябрь», расположенный рядом с заводом, неподалеку от волжского берега. И это – далеко не единственный удивительный двойник известнейших всему миру зданий, построенный в нашем городе.

Дом-2

Строилось здание ДК культуры и техники в 50?е годы прошлого века по проекту ленинградского архитектора Тиме. В нем, в числе прочего, располагался великолепный музей Сталинградской битвы с диорамой. Был в нем и замечательный зрительный зал с колоннами, покрытыми полированным искусственным мрамором, обладавший хорошей акустикой. Недаром именно в его стенах базировался в эпоху своего становления Волгоградский академический симфонический оркестр под руководством Эдуарда Серова.

Но самое интересное в этом здании – то, что его сторона, обращенная к Волге, очень напоминает резиденцию американских президентов Белый дом, расположенный в Вашингтоне.

Не спорит с этим и архитектор-реставратор Сергей Сена.

– Не думаю, – делится рассуждениями он, – что архитектор Тиме бывал в ту пору в США. И тем более, что взял за образец для строящегося в Сталинграде здания американский Белый дом. И все же высокая степень сходства между двумя этими зданиями поражает. Оба они были построены в единой классицистической стилистике, у обоих выступающая полукруглая ротонда. Только флаги разные. Как именно и почему так получилось, мог объяснить, пожалуй, только сам Тиме, которого давно уж нет на свете…

Добавим, что сейчас в этом роскошном здании (после того как из?за нехватки средств на содержание от него отказался «Красный Октябрь») находится штаб корпуса железнодорожных войск. Поэтому сфотографировать его с той самой, обращенной к Волге стороны теперь крайне проблематично: мешают этому крутой спуск к волжскому берегу, поросший деревьями и частично подверженный оползням, и еще более – бетонная ограда с проходящей поверху колючей проволокой, да и режимность самого объекта.

Уголок Питера в Волгограде

Однако это архитектурное сооружение – не единственное среди волгоградских зданий-двойников известных прототипов. Не меньший интерес вызывает и ДК ВгТЗ, находящийся на Нижнем поселке тракторного завода, спроектированный в середине 1930?х годов Яковом Корнфельдом.

– Можно провести параллель, – говорит Сергей Сена, – между ДК Волгоградского тракторного завода (язык не поворачивается назвать его «бывшим»), спроектированным и построенным вместе с роскошным парком в 30?е годы прошлого века на берегу Волги, и Павловским дворцом XVIII–XIX веков, расположенным в пригороде Петербурга–Ленинграда. Оба они – с интересными фасадами, по?разному открывающимися с разных точек зрения. Если положить на стол фотографии того и другого объекта, их композиционное сходство станет совершенно очевидным. Причем парк на Нижнем поселке, великолепно спроектированный и реализованный, как и его «старший» прототип, сочетает в себе как английский пейзажный, так и французский регулярный стиль. Это и сложная каскадная лестница, спускающаяся с высокой кручи к Волге. Это и сетка аллей и круглых площадей на их пересечении, когда?то украшенных «женщинами с веслами» и другими скульптурами стилистики соцреализма, скамейки, фонари. А на металлической ограде парка вместо обычной некогда царской короны или головы медузы Горгоны изображены… трактора с крылышками.

«Миражи» города-героя

Одна из красивейших улиц Волгограда – улица Мира – упирается в здание планетария, напоминающее своей формой древний пантеон. Многие люди, впервые посетившие Волгоград, обманываются этим загадочным видом и воспринимают здание… как культовое, фактически как церковь. Они не сразу понимают, что дорога по улице Мира ведет их не к храму веры, а к храму знаний и науки…

А вот еще один из городских «миражей». Давайте зададим себе вопрос: какой из транспортных перекрестков в Волгограде центральный? Тут двух ответов быть не может: перекресток на пересечении проспекта Ленина и улицы Комсомольской. Там, как известно, находится здание Главного управления Центробанка РФ по Волгоградской области. Возможно, коренным волгоградцам это покажется странным, но приезжие нередко принимают его за… театр оперы и балета, в качестве которого с недавних пор стал выступать бывший Дворец культуры имени Ленина, а ныне – театр «Царицынская опера». Согласно устоявшемуся восприятию наших соотечественников, именно таким образом должен выглядеть и в таком месте находиться главный городской храм Мельпомены.

Впрочем, давайте переместимся ближе к Волге, на Центральную набережную. Здесь также есть обманывающие наше восприятие объекты.

Вот бывшее кафе «Гарни» (ныне «Оnегин»), что возле музыкального театра. Его прямо?таки величественные архитектурные формы производят впечатление загадки, недосказанности и незавершенности. Кажется, что за ними скрывается что?то очень важное, глубокое…

– Проектировавшие застройку набережной архитекторы, – комментирует Сергей Сена, – пытались добиться на пустом месте волжского берега некоего архитектурного разно-

образия. Так, чтобы, с одной стороны, там были бы воплощены классицистические формы, а с другой – сохранялась возможность наполнить их чисто прагматичным содержанием, вроде того же кафе. Сложные объекты в результате получились. Многие из них действительно напоминали исторические архитектурные прототипы, например раннехристианские храмы. Усиливали это впечатление и располагавшиеся на них «двери-обманки». Люди, впервые посетившие Волгоград, иной раз пытались их открыть, тогда как за ними ничего не было, кроме кирпичной стены либо служебных помещений. Впрочем, после реконструкции здание сильно изменилось, и ореол загадочности слетел.

Такой же, в сущности, архитектурной обманкой многие годы является вход в помещения бывшего городского комитета обороны, что в горсаду, возле кинотеатра «Победа». По рассуждениям людей и их впечатлениям, там должен быть музей. И мы надеемся, он будет, но для этого нужны и воля, и средства.

Архитектурные ассоциации

– Разрушенный войной Сталинград восстанавливали всем миром, именно поэтому в городе так много архитектурных памятников, напоминающих всемирно известные, – говорит Сергей Сена. – Такие здания и комплексы лучше называть архитектурными ассоциациями. Однако есть и абсолютные копии, которые являются результатом типового проектирования. Уже упомянутый ДК имени Ленина (ныне театр «Царицынская опера») спроектирован в середине 1950?х годов все тем же Яковом Корнфельдом. Он же в точности повторил его в конце 1950?х годов в Перми. И он тоже именовался ДК имени В. И. Ленина. В нем сейчас находится культурно-деловой центр «Мотовилиха». Именно в первые послевоенные десятилетия в городе, помимо местных архитекторов (многие из которых переехали из Москвы и Ленинграда), работали и приезжие. Связано это было не с нехваткой архитектурных сил, а с так называемой «ведомственностью»: многие министерства, участвовавшие в восстановлении и строительстве предприятий, «привозили» своих проектировщиков, которые подчас использовали свои наработки или готовые проекты, сделанные для других городов.

К слову, и в дореволюционном Царицыне немало зданий имели прототипы в Саратове – ведь Царицын был уездным городом Саратовской губернии. Но самым «неуникальным» зданием были казенные винные склады в третьей части города – ныне закрытый ликеро-водочный завод на ул. Пархоменко. Таких по архитектуре зданий в городах России были десятки. Вот уж, действительно, «типовуха»… но великолепно исполненная.

Вместе с тем в архитектурной истории Царицына – Сталинграда – Волгограда можно насчитать несколько периодов, каждый из которых оставил после себя если не знаковые здания, то, по крайней мере, характерные для своей эпохи, такие, по которым можно изучать историю архитектуры и застройки города. Немало зданий и сооружений было возведено в 1930?е годы, что было связано, прежде всего, с изменением статуса города, который стал вначале краевым центром Нижневолжского края, а затем и крупным областным центром.

Впрочем, согласитесь, что все эти параллели, миражи, обманы восприятия и копии, в конечном счете, лишь придают нашему городу еще больший неповторимый шарм и обаяние…

Частичка Германии на юге города

Частичка Германии затерялась в Красноармейском районе. Райончик между улицами Тушинской и Электростальской, который в народе называется Верблюды, как две капли воды похож на поселки для рабочих в Рурском бассейне земли Северный Рейн-Вестфалия. И в том, и в другом месте по склону поднимаются жилые трех-четырехэтажные домики, внешне напоминая горбы верблюда. В Германии это одно из самых излюбленных мест для семейного отдыха, которое ежегодно приносит более 17 млн евро дохода от туристов.

Фото из архива Сергея Сены