В Волгограде родителей учат воспитывать детей с особенностями развития

В Волгограде родителей учат воспитывать детей с особенностями развития
На базе Волгоградского областного психолого-педагогического и медико-социального центра оказывается помощь в корректировке нарушений развития детей в рамках регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей». Основная цель методической разработки – повысить компетенцию родителей в вопросах воспитания и образования детей, в том числе с особенностями развития.

Обратиться может каждый

Очень часто родители испытывают тревогу по поводу развития своего ребенка. Многие еще в раннем возрасте замечают некоторые странные моменты в поведении своих детей, но не знают, как их правильно скорректировать.

Чтобы семьи с детьми не оставались один на один со своими проблемами, в Волгоградской области планируется создать сеть центров, которые будут оказывать всестороннюю поддержку не только жителям городов, но и сельских поселений.

Консультационные услуги педагогов, психологов и узких специалистов сможет получить каждая семья, воспитывающая своих или приемных детей от 0 до 18 лет. Они предоставляются как в очной, так и заочной форме, а также дистанционно.

Сегодня такая помощь оказывается в стенах Волгоградского областного психолого-педагогического и медико-социального центра в Кировском районе. Особое внимание здесь уделяется детям раннего возраста, которые не достигли трех лет. Специалисты отмечают, что вовремя начатая коррекция поможет избежать дальнейших проблем в развитии ребенка.

– Любая семья, которая волнуется и переживает, которую что-то настораживает в развитии ребенка, может к нам обратиться, – говорит директор центра Наталья Судакова. – В зависимости от результатов консультации, мы можем рекомендовать дальнейшие занятия, посещение групп кратковременного пребывания, предложить углубленную диагностику, помочь родителям выстроить отношения с детьми и разобраться в семейных проблемах.

Новые подходы к помощи

На базе центра работает психолого-медико-педагогическая комиссия. Специалисты помогают выявить имеющиеся нарушения и составить план занятий для каждого ребенка с учетом его особенностей.

В 2018 году через комиссию прошли более одной тысячи детей, которым выдали заключение о дальнейшем воспитании и обучении. Квалифицированные педагоги, социальные работники, дефектологи, психологи и логопеды занимаются с детьми как в индивидуальном, так и в групповом порядке, используя самые эффективные методики и новейшее оборудование.

Например, при коррекции речевых нарушений хорошо зарекомендовал себя специальный аппарат, который помогает постановке правильного дыхания полной грудью. Это важно при произношении любого звука.

– Этот прибор помогает достичь плавной речи, поэтому мы его часто используем при таких нарушениях, как заикание, – поясняет учитель-логопед Анна Петренко. – Также он помогает справиться с психоэмоциональным напряжением ребенка, здесь имеются режим контроля и координации мышечного напряжения. То есть ребенок учится повышать тонус своих мышц, расслаблять их и регулировать этот процесс.

Правильное звукопроизношение, формирование связной речи, фонетическая ритмика, подготовка к школе – все это помогает дошкольникам и младшим школьникам справиться с проблемами. После занятий ребята успешно обучаются в образовательных учреждениях.

В группе кратковременного пребывания ежедневно по четыре часа занимаются дети с полутора лет. Малышам оказывается ранняя коррекционно-развивающая помощь. Работа при этом построена комплексно – специалисты занимаются как с детьми, так и с родителями.

Анастасия Орлова, мама двухлетнего Миши, обратилась в центр месяц назад, увидев объявление в поликлинике.

– Я замечала за своим ребенком, что по сравнению с другими детьми он меньше пытается говорить, меньше понимает логических цепочек, обратилась сюда, и в центре сказали, что мы отстаем по развитию, и предложили помощь педагога и психолога. Уже заметны результаты, ребенок стал больше интересоваться игрушками, больше чего-то замечать, сейчас уже пытается сам все делать, – рассказывает Анастасия.

Молодую маму обучили, как правильно выстраивать занятия с ребенком с помощью изготовленных из подручных средств методических материалов, а также навыкам воспитания и выстраивания отношений в семье.

«Свои-чужие» дети

Психологическому аспекту в центре уделяется особое внимание. На индивидуальных консультациях, совместных встречах, занятиях с элементами тренинга и психотерапии родителям помогают справиться с непростыми чувствами и переживаниями, страхами за будущее ребенка и эмоциональным выгоранием.

– В результате такой работы семьи получают больше сил и ресурсов, чтобы справиться с ситуацией, на мой взгляд, только оказав помощь взрослым членам семьи, можно по-настоящему помочь ребенку, – считает психолог Ольга Исаевская.

Специалисты часто работают с приемными семьями, помогают им правильно выстроить отношения, решать конфликтные ситуации и другие психологические проблемы, связанные с воспитанием ребенка, от которого отказались родители.

Ольга Шутова четыре года назад стала приемной мамой дочери Виктории. Когда девочку взяли в семью, ей было около года. Все это время женщина регулярно обращалась к сотрудникам центра за помощью.

– Я очень тревожилась абсолютно по любому поводу – почему мой ребенок в год не собирает пирамидку, вовремя не заговорил, постоянно себя накручивала, читала ужасы в интернете, – признается приемная мама. – Специалисты всегда мне все разъясняли, успокаивали, помогли правильно донести своему ребенку, что он из приемной семьи. Делать это нужно постепенно, сначала в виде сказки, потом более реалистично. Главное, построить правильную историю, чтобы не насести ребенку психологический вред.

Пятилетняя Виктория ходит на занятия вместе с мамой. Пока Ольга общается с психологом, девочка посещает специалистов отдела по коррекции речи. Она знает, что мама и папа ей не родные, но очень их любит и воспринимает этот факт совсем безболезненно.

Своей детской мудростью она учит приемную маму быть более спокойной и не волноваться по пустякам.

– Часто бывает, что сами родители очень тревожные и на самом деле проблема не в ребенке, а в них самих, – отмечает директор центра Наталья Судакова. – Если родители стесняются задать вопрос лично, то есть сайт, где его можно задать и получить квалифицированный ответ. Мы также предлагаем дистанционное консультирование через скайп, работают наши обособленные подразделения в Михайловском и Руднянском районе.

Напомним, что реализация регионального проекта помощи семьям с детьми проходит в рамках нацпроекта «Образование». Комплексная поддержка материнства и детства – одно из главных направлений в работе региональной власти.

С 2019 года благодаря изменениям, внесенным губернатором Андреем Бочаровым в социальный кодекс региона, дополнительную помощь смогут получать порядка одного миллиона человек, в том числе семьи с детьми. 

4 марта глава региона предложил ввести дополнительные меры помощи многодетным семьям, в частности увеличить в полтора раза компенсацию за жилищные услуги и оказать дополнительную помощь при исчислении транспортного налога.

Большое внимание уделяется строительству образовательных учреждений для детей. Ключевые задачи по этому поводу на ближайшую пятилетку были поставлены губернатором на заседании администрации Волгоградской области.

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях