В волгоградских школах появляются кабинеты инклюзивного образования

  • В волгоградских школах появляются кабинеты инклюзивного образования
  • В волгоградских школах появляются кабинеты инклюзивного образования
  • В волгоградских школах появляются кабинеты инклюзивного образования
На базе волжской средней школы №9 имени Юрия Харламова два года назад был создан специализированный класс для обучения детей с аутизмом. Шестеро детей в возрасте 9-10 лет учатся здесь по индивидуальным программам, составленным с учетом особенностей и возможностей каждого ребенка. С детьми занимается учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог и тьюторы.

Индивидуальный подход

– На первоначальном этапе организации такого класса мы использовали методы и приемы из ЭВМ-терапии. Это прикладной анализ поведения, который позволял нам выявить пробелы в развитии детей и их сильные стороны. В связи с этим мы разбили процесс обучения на индивидуальные и фронтальные занятия, – поясняет  Мария Захарченко, учитель ресурсного класса. – Индивидуальные занятия предполагают занятия с тьютером, один на один за специально оборудованными партами. На этих занятиях дети отрабатывают пробелы в своем развитии – социально-бытовые и академические навыки.

Такие уроки могут быть групповыми или по парам. На фронтальных занятиях объединяют детей и обобщают навыки, которые они уже приобрели. Детям так легче адаптироваться в пространстве и со своими сверстниками – обычными детьми.

Так, например, у Максима Солдатова выявили математический склад ума, и теперь его дальше развивают  в этом направлении. Этот мальчик из спецкласса лучше всех считает, решает примеры. В этом направлении он опережает обычный класс начальной школы. В новом учебном году Максима учителя начнут уже выводить на уроки в обычные классы по некоторым предметам, чтобы он мог лучше владеть навыками самообслуживания. Сопровождать такого ученика будет тьютор, чтобы помочь ему в любой ситуации.

Занятия для «особых» детей проходят 30-35 минут. Они не совпадают с уроками и переменами обычных классов. Это сделано для того, чтобы дети могли спокойно получать информацию с учетом их особенного восприятия мира. При этом устраиваются минуты отдыха, когда дети могут пойти в комнату сенсорной разгрузки и там поиграть, «поработать» со специальным оборудованием или пообщаться со своими сверстниками, которые приходят на переменах из обычных классов. Таким образом, происходит общий процесс социализации всех школьников.

Помощь родителей неоценима

Два года назад, одновременно с открытием ресурсного класса на базе школы №9, была организована общественная организация «Цветы жизни». Благодаря совместной работе с педагогами, родителям в прошлом году удалось выиграть президентский грант на сумму почти 500 тысяч рублей, и с помощью этих средств укомплектовать полностью комнату психоэмоциональной  разгрузки.  Это необходимая составляющая для обучения детей с расстройством аутического спектра.

–   В рамках инклюзивного образования такие классы есть в Москве и Санкт-Петербурге. Мы ничем не отличаемся от них, в некоторых моментах даже превосходим – у нас больше оборудования, – утверждает Любовь Коваленко, мама ребенка с расстройством аутического спектра, а также учредитель и председатель волгоградской региональной детской общественной организации «Детский развивающий центр «Цветы жизни». –  Открытие ресурсного класса подразумевает обучение детей не только по конкретному заболеванию, но и всех детей с ограниченными возможностями. Это большой прорыв в образовании и развитии наших детей!

В комнате психоэмоциональной разгрузки есть мягкие биты для снятия агрессии, растягивающий челок, «яйцо совы», утяжелительное одеяло – все эти специализированные вещи позволяют детям спрятаться, ощутить себя защищенными, как бы в утробе матери.

– Наши «особенные» дети любят такие положения. Они залезают в этот мешок, сворачиваются в клубок и по-другому ощущают себя, свое тело, поступающий туда звук – дети так прячутся, – рассказывает Любовь Алексеевна. – Машина для обнимания является нашей гордостью. Дети с аутическим расстройством любят ощущать давление на свое тело. Ребенок пролезает под валиками, которые сжимают его, обнимают.

По словам родительницы, уже через год врачебная комиссия отмечала хорошее улучшение в развитии каждого ребенка этого класса. По ее мнению, такие «особенные» дети должны обучаться в комплексном подходе, для них занятия должны занимать по времени от 5 до 8 часов в день.

Понятно, что не каждая мама физически и материально может это себе позволить. И то, что государство предоставляет такую возможность совершенно бесплатно – большая радость для всех родителей!

– Два года назад, когда мы открывали этот класс, было опасение, как примут таких ребят наши ученики, какое будет отношение родителей. Однако обычные здоровые дети воспринимают «особенных» ребят адекватно, играют с ними на переменах, в сенсорной комнате находят общий язык, – делится впечатлениями Елена Караченец, директор волжской школы №9.  – Кабинет 1 «Р» класса располагается отдельно от основных учебных кабинетов, на первом этаже, чтобы оградить от громких звуков «особенных» детей. Два года для них проходит обучение в подготовительном классе, поэтому в этом году они идут в первый класс.

Удивительно, что такие дети спокойно стоят на линейках 1 сентября и на последнем звонке вместе со всеми детьми, принимают поздравления, смотрят программу, слушают музыку. В первый год обучения уходили они с линейки чуть раньше под аплодисменты присутствующих.

С поддержкой государства

В этом году с 1 сентября в силу вступят новые повышенные нормативы для образования детей с ограниченными возможностями. В школы Волгоградской области дополнительно придут еще 500 учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов и тьюторов. Из них 170 человек начнут работать в 2019 году, остальные – в 2020.

Задачу обеспечить поэтапное повышение доступности инклюзивного образования поставил губернатор Андрей Бочаров в ходе встречи с родителями «особенных» детей. Увеличение штата в учебных учреждениях узких специалистов станет первым шагом этого процесса.

– Повышенный норматив позволит открывать социальные классы в муниципальных общеобразовательных школах. Это решает особую важную задачу – получение доступного образования детей с ограниченными возможностями в школах, расположенных рядом с домом, – говорит  Марина Тетерук, заместитель председателя комитета образовании, науки, молодежной политики Волгоградской области. – Данный норматив был разработан губернатором нашего региона после встречи его с общественностью, родителями «особых» детей. Он позволит организовать в общеобразовательных учреждениях качественные условия для обучения детей с ограниченными возможностями.

Особое внимание уделяется этому направлению в рамках реализации приоритетного регионального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование». До 2024 года в 13 коррекционных образовательных учреждениях  будет обновлена материально-техническая база – оснащены трудовые мастерские, кабинеты учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов. Появятся новые дидактические материалы, коррекционное оборудование и диагностические комплексы.

Стоит отметить, что с 2014 года в Волгоградской области система инклюзивного образования полностью переформатирована.  Прежде всего, увеличилось количество ребят, обучающихся по месту жительства, причем создана система непрерывного образования – от дошкольного до профессионального. Важно, что в нашем регионе сохранена сеть из 24 специализированных образовательных учреждений, в которых обучается более трех тысяч детей.

Читайте Волгоградская правда.ру в:

Поделиться в соцсетях

нет

Добавить комментарий