В Волгоградской области «особенные» дети осваивают профессии

В Волгоградской области «особенные» дети осваивают профессии
Один из важнейших этапов социализации подростков с инвалидностью – получение ими профессии, которая раскроет их способности и навыки. В регионе вопросу предпрофессиональной подготовки таких ребят уделяют особое внимание: работают несколько учебных учреждений, где ребятам помогают стать востребованными специалистами.

Приехали за опытом

29 ноября в Волгограде состоялась конференция на тему профориентационной работы с подростками-инвалидами. В город для обмена опытом приехали представители Санкт-Петербурга, Татарстана, Краснодарского края.

Нашим специалистам есть чем поделиться. В регионе реализуется два социально значимых и востребованных комплекса мер: предпрофессиональная подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья и комплекс мер для детей с расстройством аутистического спектра.

– Мы ищем технологии, формы работы, – отметила заместитель губернатора Зина Мержоева. –  Это созвучно с задачами, которые были определены губернатором в 2018 году по одному из приоритетных направлений – поддержке семьи и детства.  Гранты позволяют реализовывать интересные инновационные  программы и пилоты. Мы уже представляли наш опыт на всероссийском форуме в Челябинске, на научно-практической конференции в Москве. Наши наработки оценили на федеральном уровне и предложили другим регионам.

От плиточника до садовода

В Котовской школе-интернате уже более полувека работают с «особенными» детьми. Здесь учатся ребята с умственной отсталостью разной степени, с тяжелыми нарушениями в развитии, включая и инвалидность. Трудоустроиться молодые люди могут в сфере ЖКХ, работать у индивидуальных предпринимателей, фермеров. Чаще всего после подготовки ребята становится неплохими разнорабочими и подсобными рабочими.

– Мы стараемся подготовить ребят к жизни, это наша задача, – говорит замдиректора  учебного заведения Татьяна Семенникова. – После выпуска из школы они имеют элементарные навыки в определенных профессиях: умеют работать в саду, огороде, шить, заниматься малярным делом. Недавно начали обучать столярному ремеслу, есть у нас и гончарная мастерская. В этом году начали готовить плиточников – очень востребованная специальность.

В планах у интерната расширить перечень специальностей.

– Хотим обучать ребят профессиям слесаря-сантехника, дворника, няни-сиделки, обслуживающего персонала. Наши дети очень работоспособны и стараются делать хорошо то, чему их научили, – говорит Семенникова.

Каждый год из Котовского интерната выпускается 20–25 «особенных» детей.  Многие продолжают обучение в ряде профессиональных учебных заведений. Есть и те, которые не могут работать по состоянию здоровья, но уроки труда помогают адаптироваться к жизни, учат вести быт.

– Мы все равно нацеливаем их на посильный труд, который бы давал пусть небольшой, но заработок. А с ним и осознание своей значимости, – продолжает представитель школы-интерната. – Одни могут выращивать зеленый лук, другие вяжут мочалки, третьи шьют хозяйственные сумки,  четвертые изготавливают керамические сувениры. И это все востребовано.

Плетут и сани, и кольчуги

В Михайловской школе-интернате получают первые трудовые навыки слабовидящие и слепые дети. Начиная с 9–10-го класса ребята осваивают дополнительную специализацию.

– Например, обучаем специальности младшей медсестры с элементами массажа, – рассказывает старший воспитатель Елена Панасенко. –  На днях нашу девочку Ангелину Князеву награждали как призера чемпионата профмастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс». Ее уже готовы принять в Кисловодское медучилище.

А еще в интернате учат плетению из лозы. На занятия ходят все: для тех, кто имеет проблемы со зрением, необходимо развитие мелкой моторики рук. Родители ребят радуются, видя поделки из лозы. Это не только корзины, хлебницы, но и сани, доспехи – шлем с кольчугой и меч.

Проходят дети и физическую подготовку. Если есть данные, то можно попасть в сборную паралимпийцев, как десятиклассник-легкоатлет Данил Золотько. Еще в михайловском интернате есть единственный в городе вокально-инструментальный ансамбль, руководителем которого и преподавателем является выпускник школы-интерната.

Все, кому позволяет здоровье, после школы идут в профессиональные учебные заведения. В частности, получают дипломы  музыкантов, массажистов, юристов, социальных, коррекционных педагогов и даже операторов ЭВМ.

– Детям с ограниченными возможностями важно иметь профессию.  Они живут в своем тесном мире, но важно, чтобы они влились в общество и не потерялись там, а адаптировались и заняли достойное место, – подчеркивает старший воспитатель. – Сейчас мы стараемся участвовать в грантовых конкурсах разного уровня, и успешно. Наши дети тоже заявляют о себе.

Выбирают медицину

В Волгоградской школе-интернате «Созвездие», где в основном учатся дети со сколиозом и ДЦП с сохранным интеллектом, решили предложить «Старт в медицину». И неслучайно.

– У нас дети с разной степенью заболеваний, есть и инвалиды, – рассказывает директор общеобразовательного учебного заведения Татьяна Кобзева. – Раньше мы вели профессиональную подготовку старшеклассников, как и все. А потом, проанализировав, куда преимущественно поступают наши выпускники, решили сделать акцент на медицине.

Такой выбор выпускников 9 и 11-х классов понятен – они, по сути, видят эту профессию изнутри. На протяжении учебы  они тесно работают с физиотерапевтами, ортопедами, медсестрами.  

На средства федерального гранта  от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, был оборудован кабинет «Старт к медицине». С 8-го класса школьники учатся оказывать первую доврачебную помощь.

Напомним, что в этом году школьники Волгоградской области с ограниченными возможностями здоровья впервые приняли участие в региональном и национальном чемпионатах профмастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».  Дебют оказался весьма успешным. Такие результаты стали возможны благодаря большому вниманию, которое в регионе уделяют  профессиональной подготовке «особенных» детей. 

нет

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях