– Надежда Петровна, появление органов муниципального жилищного надзора – это не инициатива отдельно взятой Волгоградской области, а требования федерального законодательства, которые в равной мере относятся ко всем регионам. Зачем он вообще стал нужен?
– Дело в том, что с принятием нового Жилищного кодекса в 2005 году органы местного самоуправления оказались лишены административного ресурса в сфере ЖКХ и фактически устранились от решения коммунальных проблем граждан. Собственники остались один на один с управляющими компаниями и надзорными ведомствами. Хотя изначально задумывалось, что главным инициатором всех изменений в ЖКХ будет как раз муниципалитет, поскольку в большинстве многоквартирных домов имеются муниципальные квартиры. Предполагалось, что именно муниципалитеты как наиболее грамотные и компетентные собственники будут пресекать нарушения со стороны управляющих организаций и играть направляющую роль для жильцов. На практике же муниципальные власти практически везде заняли позицию невмешательства. Кстати, во многом именно из-за этого управляющие компании накопили огромные долги перед ресурсниками. Чтобы исправить это и вернуть муниципалитеты в цепочку решения коммунальных проблем, и были созданы органы муниципального жилищного контроля.
– Региональный закон о муниципальном жилищном контроле был принят в феврале 2013 года. Можно уже говорить, что органы муниципального контроля стали полноценными инстанциями по разрешению коммунальных проблем граждан? С какими вопросами сюда следует обращаться?
– Органы муниципального контроля на сегодняшний день созданы во всех шести городских округах региона – Волгограде, Волжском, Фролово, Камышине, Михайловке, Урюпинске. Они находятся в структуре исполнительных органов власти муниципальных образований, например в Волгограде – в структуре департамента ЖКХ и ТЭК. Основная задача муниципальных жилищных инспекций – контроль за соблюдением управляющими организациями и гражданами требований к использованию жилищного фонда. Это и содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и использование помещений муниципального жилищного фонда, и качество предоставления коммунальных услуг, работы управляющих организаций.
– Но ведь еще недавно с этими проблемами жильцы шли к вам. Как теперь им понять, с каким вопросом ему идти в органы муниципального жилищного контроля, а с каким к вам?
– Гражданам необходимо обращаться в орган местного самоуправления. Если в муниципалитете при рассмотрении обращения будут выявлены вопросы, относящиеся к компетенции регионального надзора, то такое обращение будет направлено к нам. В любом случае их обращение будет рассмотрено. Сейчас подготовлен проект закона Волгоградской области о передаче части государственных полномочий по жилищному надзору на уровень муниципальных образований. Когда этот законопроект будет одобрен и принят, органы местного самоуправления получат еще целый ряд полномочий по решению вопросов в сфере ЖКХ.
– Каким образом муниципалитеты должны реагировать на поступающие к ним обращения? Писать ответы? Проводить проверки? Направлять жалобы в другие ведомства?
– Органы местного самоуправления наделены правом как по проведению проверок и принятию по их итогам мер реагирования (вплоть до возбуждения административного дела), так и по организации и проведению общего собрания собственников дома с целью перевыбора управляющей организации. Что будет наиболее эффективным, необходимо решать в каждом конкретном случае. Конечно же если управляющая компания уклоняется от исполнения условий договора управления, систематически допускает нарушения, не стремится их устранить, то лучше такую компанию переизбрать. Если компания, скажем так, «адекватная», то можно провести проверку, указать на нарушения и выдать предписание об их устранении.
– Где, на ваш взгляд, муниципальный жилищный контроль заработал наиболее результативно?
– Работа муниципального жилищного контроля выстраивается на всей территории Волгоградской области. Конечно, наиболее квалифицированными специалистами, имеющими практику работы с обращениями граждан, проведению проверок, обследований, работы с документами, располагают городские округа.
Руководители органов муниципального жилищного контроля
городских округов Волгоградской области
Городской округ
ФИО
Должность
Адрес
Телефон
город-герой Волгоград
Козин Константин Александрович
Начальник отдела
г. Волгоград,
ул. Комсомольская, д. 8
(8442) 38-10-51
город Волжский
Ширыкалова Антонина Александровна
Начальник отдела
г. Волжский, ул. 19-го Партсъезда, д. 30
(8443) 41-31-51.
город Фролово
Скачков Иван Михайлович
Начальник отдела
г. Фролово,
ул. Революционная, 12
(84465) 2-37-10
город Камышин
Стёпин Юрий Викторович
Начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства комитета ЖКХ и КС администрации городского округа
г. Камышин,
ул. Октябрьская, д. 60
(84457) 4-63-30,
4-77-67
город Михайловка
Немаева Ольга Сергеевна
Заместитель начальника отдела ЖКХ
г. Михайловка,
ул. Обороны, д. 42а
(84463) 2-62-33
город Урюпинск
Рязанов Александр Александрович
заместитель начальника отдела ЖКХ и КС
г. Урюпинск,
пл. Ленина, д. 3
(84442) 4-19-65