Валерий Полтавец в студенчестве не только учился в одной группе и в одной подгруппе с Данильчуком – они и жили несколько лет в одной комнате общежития на улице Академической, где ныне располагается физфак ВГСПУ.
– Данильчук был самый молодой в нашей небольшой, но дружной студенческой компании, – вспоминает Валерий Васильевич. – Ходили мы все четверо на занятия в одинаковых клетчатых рубашках-ковбойках и с одним чемоданом – «балеткой» на всех четверых. Но самым уважаемым, самым рассудительным и требовательным среди нас, несмотря на возраст, конечно, был Валерий Данильчук.
– Насколько знаю, Данильчук в то время был и отчаянным энтузиастом мотоспорта.
– Да, он и поступил на учебу в Сталинградский пединститут, имея уже на руках водительское удостоверение. Мотоспорту он нас обучал персонально. Совершенно еще молодой, правда, с сединой уже в семнадцать лет, он стал в Сталинграде первым обладателем свидетельства «преподаватель автошколы». Экзамен на получение такой квалификации Валерий Данильчук сдавал в областном ГАИ мастистым гаишникам, блеснув познаниями перед ними. И его, почти еще мальчишку, они пригласили работать… в экзаменационную комиссию областного ГАИ!
Да и на студенческих сельскохозяйственных работах в колхозах области именно Данильчуку доверялось быть штурвальным на комбайнах. А мы, его товарищи, работали у него на копнителях.
– Скажите, а каким Валерий Данильчук запомнился вам просто как человек и как товарищ?
– Серьезность проявлялась в его поведении смолоду. Я в первый раз прочувствовал ее, когда он влепил мне оплеуху за невыполнение приказа по распорядку движения во время нашего первого дальнего мотопробега Луганск – Волгоград в 1961 году. Шел дождь, а ночевали мы в палатке, установленной в грязи, прямо на перепаханном поле. Мотоциклы у нас были старые, часто ломались. И при ремонте своего мотоцикла я нарушил главное правило нашей команды – быть всем вместе в любой ситуации. За что и получил справедливое «внушение». И это я, с большой для себя пользой, запомнил на всю жизнь.
Зато, благодаря Валерию, с тех пор я твердо знаю, что такое дисциплина и высокая ответственность командира в экстремальных ситуациях. Сам много раз потом возглавлял мотопробеги на дальние и сверхдальние расстояния, до десяти тысяч километров. Например, по маршрутам Волгоград – Брест, Волгоград – Москва, Волгоград – Мурманск, Волгоград – Варшава…
Да и радиолюбителем-коротковолновиком я стал после того, как Данильчук подарил мне книжку «Школьная УКВ-радиостанция». Его позывной в радиоэфире был, кстати, RW 4AQ.
А теперь, когда Валерия Данильчука не стало, мы будем проводить в память о нем в Волгограде турниры по радиоспорт.
DNG