Вера и правда

Вера и правда
«ВП» спросила, что думают эксперты о защите чувств верующих и воспитании толерантности

На днях элистинский городской суд Калмыкии арестовал на два месяца дагестанского спортсмена Саида Османова, осквернившего статую Будды. Министр спорта Дагестана Магомед Магомедов получил выговор, а главный тренер

команды уволен с занимаемой должности. Что такое чувства верующих? В чем состоит их воспитание, предполагающее, в частности, толерантность к представителям других религий, а также к неверующим? Как защитить эти чувства и не нарушить равенство граждан перед законом, не спровоцировать напряжения в обществе? Об этом сегодня рассуждают эксперты «ВП».

Оскорбил Будду

Напомним, акт вандализма произошел в ночь с 1 на 2 апреля. 22?летний спортсмен, приехавший в Элисту на турнир по вольной борьбе, в свободное от соревнований время вместе с товарищами по команде зашел в буддистский храм и осквернил статую Будды. Своим поступком он поделился в социальной сети Periscopе.

Событие вызвало широкий общественный резонанс. Жители Элисты, увидевшие этот ролик, приехали в гостиницу, где остановился спортсмен, и заставили его извиниться. От разгневанной толпы подозреваемого в вандализме спасли прибывшие к месту происшествия полицейские.

Узнав о случившемся, в Калмыкию срочно выехали председатель правительства Дагестана Абдусамад Гамидов и министр спорта республики Магомед Магомедов. Делегация из соседнего региона прибыла в Элисту уже через несколько часов после инцидента. Благодаря своевременному вмешательству властей Калмыкии и правоохранительных органов массовых волнений местных жителей удалось избежать.

Спортсмена задержали, он находится в следственном изоляторе. Возбуждено уголовное дело по ст. УК РФ 148, санкции которой предусматривают до года лишения свободы.

По этой же статье некоторое время назад были осуждены участницы группы Pussy Riot, совершившие акт глумления в храме Христа Спасителя в Москве.

Любовь и ненависть

Правонарушители, совершившие подобные действия, не имеют национальности, и случившееся не должно повлиять на межнациональные отношения, считает председатель Волгоградской региональной общественной организации «Дагестан» Абдул Джалилов.

– Все дагестанцы осуждают безнравственный поступок нашего земляка, – говорит Джалилов. – Я от всех дагестанцев и от себя лично приношу глубокие извинения братскому калмыцкому народу. Наши народы всегда жили в добрососедстве. Много дагестанцев трудятся и живут в Калмыкии, в России, уважая ее духовные и религиозные ценности.

«...Со времен Гражданской войны история калмыцкой земли не помнит такого рода случаев разнузданного вандализма и неуважения к духовным и нравственным ценностям нашего народа. Оскорбление было нанесено в лице Калмыкии всему буддийскому миру, всей сангхе буддистов планеты. И, безусловно, мировая общественность, узнавшая об этом вопиющем случае благодаря Интернету и СМИ, осуждает выходку дагестанского спорт­смена...» – об этом говорится в специальном заявлении председателя Калмыцкого регионального отделения общероссийской общественной организации «Россия» Джала Орлова.

– Осквернение чувств верующих в правовом государстве недопустимо, – считает настоятель Казанского кафедрального собора протоирей Вячеслав Жебелев. – И я прекрасно понимаю эмоции людей, ставших свидетелями этого святотатства. Чувства верующих – самые святые, самые глубинные чувства человека. Это, если хотите, осознание самого себя. Оскорбление этого чувства невозможно сравнить ни с каким другим оскорблением, это ранит не только самого верующего, но и того, кто нанес оскорбление.

Православные священники говорят: только на основе любви возможно созидание. На ненависти ничего хорошего не построишь. Им вторят и буддисты.

«Ненависть не прекращается ненавистью, лишь отсутствием ненависти прекращается ненависть», «Ни на небе, ни посреди океана, ни в горной пещере нельзя найти место, поселившись в котором, человек может избежать последствий своих злых поступков», – приводит Джал Орлов слова Победоносного Будды Шакьямуни.

Чувствам не место в Уголовном кодексе

Еще в 2013 году депутаты Госдумы под давлением общественности решили отказаться от идеи дополнить УК новой статьей, где было бы предусмотрено наказание за оскорб­ление религиозных чувств. Вместо этого была отредактирована действующая 148?я статья. В предложенной к ней поправке речь шла уже не о «чувствах», а о «действиях».

Именно за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» предусматривается наказание – от немалого штрафа и принудительных работ до лишения свободы.

– Мера жесткая, но правильная, – считает доктор юридических наук, профессор Юрий Пудовочкин. – Мы живем в социуме, в котором есть и верующие, и люди, которые считают себя атеистами, и мы обязаны разработать общие для всех правила и следовать этим правилам. Осквернение святынь, религиозных объектов всегда строго наказывалось, в том числе и государством, поскольку это могло быть причиной для достаточно острых социальных конфликтов, в том числе и войн. Только делать это надо крайне аккуратно, чтобы не спровоцировать напряжения и соблюсти конституционные стандарты равенства и светскости государства.

Однако возникает вопрос: чувства каких верующих требуют защиты? Некоторые эксперты полагают, что это должно относиться к религиям, составляющим «неотъемлемую часть исторического наследия», то есть действие закона не распространяется на секты.

В то же время закон не делает акцент на традиционных для России религиях, чтобы не нарушать «принцип конституционного равенства», поэтому он защищает и права атеистов. Например, тем, что вводит ответственность за осквернение мировоззренческой символики и атрибутики.

Чтобы люди не превращались в волков

– Новый закон стоит на страже прав верующих, – считает епископ Волгоградской епархии ЕХМС, пастор церкви «Святой источник» Дмитрий Коноваленко. – Но, может, стоит пойти дальше и объяснять основы толерантности вероисповедания уже в раннем возрасте? Кто и как должен воспитывать религиозные чувства?

Прежде всего – родители. Они обязаны научить своих детей быть верными Богу, полезными обществу. Воспитание религиозного чувства – это воспитание ответственности и перед Богом, и перед людьми. Что касается этого конкретного случая, то здесь все дело в личности спортсмена, считает священник.

– Когда?то нам говорили, что религия – это опиум для народа, а сейчас не религия, сейчас в ходу настоящий опиум, от которого люди теряют разум и чувства, становятся живыми трупами, – говорит Дмитрий Коноваленко.

Кстати, в некоторых волгоградских школах «Основы религиозных культур и светской этики» преподают в 4–5-х классах. В этом возрасте в религиозных учениях разобраться сложно. До этого было немало экспериментов и по введению религиоведения, основ православной культуры – но для более старших школьников. О том, чтобы насаждать какую?то из религий, речи нет.

– Для старшеклассников нужно ввести спецкурс, – считает известный волгоградский педагог Галина Егорова, – чтобы они могли отличать секты от истинной религии и не попадались на удочку экстремистов.

Рисунок Георгий Тимофеев

Поделиться в соцсетях