– Виктор Иванович, с 1 января в России введен запрет на использование «лысой» резины. Зима завершилась. Можно ли подвести предварительный итог: насколько нововведение повлияло на обстановку на дорогах?
– Точной статистики изменения динамики в сравнении с аналогичным периодом прошлого года нет. В законодательстве осталось ограничение на глубину протектора для летних шин – 1,6 миллиметра, и впервые появился лимит для зимних – 4 миллиметра. Наказание за данное правонарушение – предупреждение или штраф 500 рублей. Кроме того, согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» теперь запрещена эксплуатация летних шин в зимние месяцы и эксплуатация шипованных шин в летний период с июня по август. При этом власти отдельных регионов могут самостоятельно увеличивать эти периоды и в зависимости от климатических условий.
Этот запрет пока не отражен в ПДД, а значит, на него не может распространяться действие части первой статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях. Когда правила будут поправлены, за нарушение начнут штрафовать.
– С 1 июля вводится уголовная ответственность за пьяную езду, а также серьезное ужесточение наказания за «пьяные» ДТП. Несколько слов о предполагаемых нормах и даст ли это ощутимый эффект безопасности?
– Теперь к уголовной ответственности будут привлекать за сам факт повторного употребления алкоголя за рулем либо повторного отказа от медосвидетельствования. Наказание будет применяться в том случае, если нарушитель будет пойман в течение года после возврата водительских прав за первое нарушение. Те, кому за пьяное вождение права еще не вернули, при повторном задержании будут также нести уголовную ответственность. Виновнику грозит до двух лет колонии, принудительные работы, а также штраф до 300 тысяч рублей. Во всех случаях предусмотрено лишение водительских прав на три года.
Отмечу, что сейчас езда в пьяном виде регулируется исключительно Кодексом об административных правонарушениях. В первый раз проступок наказывается штрафом в 30 тысяч рублей и лишением прав на срок от полутора до двух лет, а при повторном нарушении – штрафом в 50 тысяч рублей и лишением прав на три года.
Как видите – наказания существенные, поэтому стоит ожидать позитивных изменений и в осмыслении водителями своей ответственной роли на дорогах. Сейчас при аварии с одним погибшим пьяному водителю грозит лишение свободы на срок до семи лет, а если жертв две и более, то – до девяти лет. Законодатели посчитали, что отсутствие в законе нижней границы наказания часто влечет неоправданно мягкие приговоры пьяным водителям, и решили исправить это. С 1 июля 2015 года все изменится – по части четвертой статьи 264 Уголовного кодекса будут давать уже от двух до семи лет колонии, а по части шестой той же статьи уже от четырех до девяти.
– Также с 1 июля все пешеходы в темное время суток, двигаясь по обочинам или краю проезжей части вне населенного пункта, будут обязаны носить светоотражающие элементы. Если сейчас эта норма носит рекомендательный характер, то уже через полгода за нарушение предписания будут штрафовать на 500 руб. Учитывая российские реалии, можно смело предположить, что передвигаться по всем правилам будут единицы. Ваше мнение…
– Это нововведение планируем реализовывать в большей степени пропагандистскими методами, нежели карательными. Последние два года мы постоянно проводим всевозможные кампании и акции, призывая пешеходов обезопасить себя на дорогах в ночное время. Стоит сказать, что акции находят понимание у людей. Быстрого эффекта ждать не приходится. Здесь принцип неотвратимости наказания работает не лучшим образом, но эффект от профилактических мер будет – нет сомнений. Потому что работать мы будем с населением, начиная с дошкольного возраста. А вот работа с детьми – это перспективно. И в будущем соблюдение правил движения пешеходов ночью для всех станет нормой.
Текст Сергей Волошин
Фото Геннадий Бисенов
законность n