Власти пытаются ликвидировать «злокачественную опухоль»

Власти пытаются ликвидировать «злокачественную опухоль»
Как уже рассказывала «ВП» (в номере от 23 июня. – Прим. ред.), в волгоградском здравоохранении отправлены в отставку сразу несколько руководителей.

Это главврач областного клинического онкологического диспансера № 1 Виктор Юшков, начальник дирекции по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Волгоградской области Станислав Симаков, директор медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ) Евгений Крехов и глава Волгоградского медицинского колледжа Татьяна Силкина.

Не первый раз

По официальным данным, первым двум ранее были предъявлены претензии, касающиеся формирования заявок и закупок препаратов по программам льготного лекарственного обеспечения. К тому же в МИАЦе возникли проблемы, связанные с большой кредиторской задолженностью. Напомним, что эта подведомственная облздраву организация до сих пор «квартирует» на дорогостоящих площадях бизнес-центра «Премьер Билдинг» в Центральном районе Волгограда, хотя сам комитет здравоохранения уже давно переехал в гораздо более скромные помещения на улице Рабоче-Крестьянской.

Но самый большой резонанс вызвала отставка главного врача областного клинического онкологического диспансера № 1 Виктора Юшкова. Если вспомнить «историю вопроса», то скандалы потрясают это учреждение далеко не первый раз. Либо это были эпизоды с врачами-взяточниками, вымогавшими деньги с заведомо неоперабельных пациентов, либо невозможность (или неумение?) освоить значительные средства, выделенные из бюджета на приобретение оборудования.

Последнее громкое дело в онкодиспансере было связано с капремонтом ВОКОД, проводимым в рамках федеральной программы модернизации. За «откаты» от фирмы-подрядчика, выигравшей конкурс на проведение капремонта, в места не столь отдаленные попал тогдашний вице-губернатор Павел Крупнов.

Под страхом смерти

Но самое главное, о чем говорили пациенты, это кошмарные условия в онкоцентре. Губернатор Андрей Бочаров заявил, что в его адрес в последнее время участились такого рода жалобы жителей.

– Люди слышали, как безапелляционно жестко Бочаров снимал с должностей главврачей других больниц, – говорит главный редактор «МК в Волгограде» Евгений Калинин. – И поверили, что ситуацию можно изменить. Потому и стали писать обращения, открыто говоря о тех ужасах, которые происходят в онкодиспансере.

В областном комитете здравоохранения отставку Виктора Юшкова никак не комментируют. Не дают комментарии и члены комиссии, к некоторым из которых мы обратились. Их аргументы – пока проверка не закончена, делать какие?то далеко идущие выводы преж­девременно.

Но пациенты, с которыми пообщались журналисты «ВП», не стеснялись в выражениях, говоря о качестве услуг областного онкодиспансера.

– Там оперировали мою маму, – рассказывает Елена М., житель Волгограда. – Она лежачая, и врачи онкоцентра, у которых мы наблюдались, знали, в какой все стадии. Но заставили несколько раз привозить маму на прием. Когда я говорила, что это просто издевательство, мне в лицо отвечали – скажите спасибо, что вообще вашей смертельно больной кто-то занимается...

Елена со слезами вспоминает, как однажды шесть часов (!) с мамой провели в очереди, чтобы просто получить от врача нужную бумагу для госпитализации. А когда, наконец, после всех мытарств женщину положили в палату, ее дочь родные других пациентов сразу предупредили – готовь деньги.

– Я была в шоке от тех цифр, которые мне называли, – говорит Елена. – Оказывается, за операции раковых больных их семьи платили и 50, и 70 тысяч, причем неофициально, безо всяких бумаг. Я подняла все свои связи, через десятые руки договорилась, чтобы маму взяли на операцию. Помогло только то, что вступились «люди в погонах». Но как быть тем, кто приезжает из сел области?! У кого в городе нет никаких знакомств?

Это не единичная история. Онкобольные, для которых каждый день на счету, рассказывают, что с них вымогали деньги, но, не получив желаемого, ставили вердикт: «Не операбелен». Одно такое письмо принесли в редакцию «ВП» в прошлом году. Когда мы попросили их изложить претензии к ВОКОД с конкретными фамилиями, никаких имен названо не было. Люди резонно объяснили: «Нам там еще лечиться, и отношения с врачами никто портить не хочет. Чревато, знаете ли…»

Именно вторая и более активно обсуждаемая версия отставки – целая система поборов, якобы давно существующая в областном онкодиспансере.

– Накануне операции ко мне в палату зашел нарколог и, не стесняясь других пациентов, назвал сумму, которую я должна заплатить за наркоз. Помню, я удивилась: зачем же так откровенно?то? Ну, в коридор вывел бы меня и с глазу на глаз поговорил. Но мне сказали потом, что это нормальная практика. Оплатить наркоз предлагают абсолютно всем. Конечно, я тоже заплатила, хотя точно знаю, что по полису ОМС наркоз бесплатен, – рассказала одна из пациенток на условиях анонимности.

И подобный рассказ, к сожалению, не единичен. Но! Никто из пациентов или их родственников о поборах в онкодиспансере в органы контроля и надзора официально не заявил. Более того, по данным территориального Управления Росздравнадзора, ВОКОД даже не попал в топ-5 лечебных учреждений, на которые в прошлом году поступило больше всего жалоб от пациентов.

По заданию губернатора Андрея Бочарова в ВОКОД направлена специальная комиссия из числа сотрудников облздрава, экспертов отрасли, представителей ТФОМСа и общественности. Им предстоит до 10 июля оценить качество и доступность услуг онкодиспансера для жителей региона и проверить наличие необходимых препаратов.

Одновременно будет начата перестройка системы госзакупок в медучреждениях региона. До сих пор каждое ведомство решало, что и как приобретать, самостоятельно. Итогом стали миллионы неэффективно потраченных средств. Глава области поставил задачу – искоренять кумовство и лоббизм.

Состоявшиеся отставки медицинских руководителей – очевидный сигнал остальным. Если не способны работать по закону и решать проблемы – на ваше место придут другие.

Фото vpravda.ru