Внучка нашла могилу деда, павшего под Сталинградом

Внучка нашла могилу деда, павшего под Сталинградом
74 года исполнилось волгоградке Валентине Александровне Трофимовой. И ровно столько же прошло с тех пор, как летом 42?го ушел добровольцем на фронт ее дед, Феоктист Афанасьевич Кондратенко.

Он погиб в сражении под Сталинградом осенью того же года. Живым его, конечно, Валентина Александровна не помнит, но многие годы искала место его захоронения, чтоб поклониться праху деда…

«Был на войне, еще пойду…»

45 лет было в пору Сталинградской битвы Феоктисту Афанасьевичу. Жил он с семьей под Кустанаем, в Казахстане. Жена его катала валенки для фронта, а остальные взрослые из их семьи работали в поле. Как и все прочие сельчане, жили Кондратенко впроголодь, лепешки из пшеницы с лебедой напополам были в их доме лучшим угощением.

– Дед мой Феоктист Афанасьевич был мужиком видным, крепким, воевал еще в Гражданскую, – рассказывает Валентина Трофимовна. – Трудился в колхозе трактористом. У него бронь от призыва была, но он добровольно ушел на войну летом 42?го: «Был на войне, еще пойду…» Перед уходом подошел к моей кроватке: «Ну что, внучка, иду за твое счастье воевать». И больше домой не вернулся.

Осенью 42?го в дом, где жила семья Феоктиста Афанасьевича, пришла похоронка: красноармеец 212?й стрелковой дивизии Ф. А. Кондратенко погиб геройски в сражении под Сталинградом и похоронен в Дубовском районе Сталинградской области.

После войны поисками места захоронения Феоктиста Афанасьевича занялись сначала его дети. Сын, Кондратенко Иван, приезжал специально в Дубовский район, но могилку отца отыскать не смог. Со временем настал черед искать могилу деда повзрослевшей Валентине Александровне…

– В 60?е годы я уехала на жительство в Сибирь, в город Новосибирск. Больше 40 лет там прожила – училась, работала. Но 13 лет назад, в 2003 году, перебралась я в Волгоград, где проживал в то время мой отец, и занялась поисками дедовой могилки. Много порогов обила, много людей обошла, даже в Казахстан направляла запрос. Никто ничем мне не сумел помочь до тех пор, пока не обратилась в Волгоградский областной военкомат. Там разыскали в архиве и дали бумаги на деда. А заодно предоставили и данные даже на дядю моего, также погибшего на фронте – он был в годы войны награжден орденом Красной Звезды. Так я узнала, что мой дед, Феоктист Афанасьевич, похоронен осенью 42?го в братской могиле, что в селе Садки Дубовского района…

Все меньше имен неизвестных

Вскоре Валентина Александровна отправилась в Дубовский район, в Лозновское сельское поселение, на территории которого находится то самое село Садки. Здесь ее встретил как родную глава поселения Василий Дегтярев. Неудивительно – Василий Васильевич и сам немало лет уже пытается узнать, где похоронен его дед, также погибший в боях под Сталинградом, но пока ему это не удалось.

– Пять братских могил времен Великой Отечественной войны имеются в Лозновском поселении, – рассказал Василий Васильевич. – Две из них – в самом селе Лозном. Есть также братские могилы в селе Садки, в хуторах Спартак и Бойкие Дворики. В прошлом году на тех из них, что в Бойких Двориках и в Спартаке, мы демонтировали старые, полуразбитые, пришедшие в негодность обелиски, восстановили их либо поставили новые. Все имена-фамилии солдат, под ними погребенных, выбиты теперь на этих обелисках.

Берега речки Тишанки, протекающей через Лозновское поселение, в 1942?1943 годах сплошь были усеяны госпиталями. Раненых из-под Сталинграда в них привозили ежедневно в огромном количестве. Многие умирали от ран, их хоронили в тех самых братских могилах. Врачи госпиталей по мере возможного вели учет этих людей, записывали фамилии и имена в особые тетради. Эти записи составили со временем основу Книги памяти, хранящейся теперь в селе Лозном. Но данные отнюдь не всех солдат, похороненных в его окрестностях, пока что в нее внесены, остается немало неизвестных имен.

Так, неизвестной по сей день остается часть солдат, погребенных в братской могиле села Садки. Даже их точное количество пока не установлено, хотя известны уже почти 700 человек, обретших в ней вечный покой.

По долгу памяти

В летописи Сталинградской битвы есть связанная с селом Садки особая страница: здесь, уже по завершении сражения на Волге, гитлеровцы сбрасывали свой особо секретный десант. Его задачей было найти, выкрасть или же уничтожить сдавшегося в Сталинграде в плен фельдмаршала Паулюса. Группу эту наши контрразведчики захватили уже довольно далеко отсюда, возле хутора Медведева.

Братская могила расположена в Садках на самом видном месте – в центре села, напротив клуба. Она ухожена, отделана красиво, огорожена оградкой. Делали сельчане практически все это своими силами – выкапывали старый обелиск, устанавливали новый, плитку укладывали на могиле.

Имени своего деда на мемориальных табличках на этой могиле Валентина Трофимова не отыскала. Но на одной их них, пока еще пустой, теперь оно обязательно появится. Пока же Валентина Александровна положила букет на братскую могилу, поклонилась праху собственного деда – героя Сталинградского сражения.

Фотография Феоктиста Афанасьевича, привезенная ею сюда, будет отныне находиться в клубе села Лозного, вместе с фотографиями его жителей, сражавшихся в годы войны на фронтах.

– К нам в поселение часто приезжают родственники солдат, погибших во время войны и погребенных в здешних хуторах и селах, – пояснил Василий Дегтярев. – Только сюда, в Садки, в мае, на День Победы, 22 человека приехали со всех концов нашей страны. Приезжали также и в Лозное, на Бойкие Дворики – долг памяти приводит их сюда. Так что, как видите, люди продолжают искать и находят могилы родных, погребенных в пору Сталинградской битвы в нашем поселении. А мы им в этом – первые помощники…