Финансовая грамота
Умение общаться с деньгами – это социальный навык, которому лучше учиться, постигая сначала теоретические знания. Многие психологи считают, что знакомить детей с миром денежных отношений надо в период «хочу», когда малыш, сидя в коляске, просит у растерянной мамы с пустым кошельком очередную игрушку. Ведь в 6–7-летнем возрасте ребенок уже самостоятельно способен совершить покупку – оплачивая проезд в транспорте или покупая булочку в школьной столовой. С чего же следует начать? Проведите экскурсию по своему рабочему месту, покажите ребенку, как тяжело порой приходится зарабатывать деньги. Если привести ребенка на работу возможности нет, покажите ему фильм, где рассказывается о вашей профессии, или прочитайте рассказ, иллюстрируя его своими фотографиями.
Расскажите ребенку, на что обычно уходит ваша зарплата. Разложите перед ним квитанции за коммунальные услуги, платежки за газ и свет, детский сад, кружок и школу, чеки за бензин и покупку продуктов и одежды.
В виде тренировки предложите ребенку самому спланировать покупку продуктов для семейного ужина. Составьте вместе меню и напишите список, включив в него все то, что необходимо купить. Познакомьте ребенка в магазине с разницей цен на один и тот же товар, но разных производителей. Спросите, что выгоднее: 100 г сыра за 60 рублей или 200 г за 90 рублей? Обсудите дома, почему он принял то или иное решение, сколько денег он потратил, а сколько смог сэкономить.
Когда ребенок усвоит, откуда берутся деньги, для чего они нужны, и узнает, что они имеют обыкновение заканчиваться, можно задуматься о том, давать ему деньги на карманные расходы или нет. Мнений на этот счет много, и все они разные. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Карманные деньги – давать или не давать
Те родители, которые категорически против карманных денег, объясняют свою позицию так: так ребенок быстро привыкнет к тому, что родители снабжают его деньгами, и не захочет зарабатывать их сам.
Есть категория взрослых, которые дают своим детям деньги, как только те их попросят, формируя такими действиями у ребенка потребительскую позицию. В подобных случаях дети не учатся тратить деньги, они лишь удовлетворяют свои желания. Родителям же можно посоветовать рассказать своему сыну или дочери, как правильно планировать покупки и распределять траты. Эти знания помогут юным экономистам бережнее относиться к деньгам и принимать правильное решение о покупке, выбирая только необходимые товары и услуги с учетом их привлекательной стоимости.
Не секрет, что карманные деньги многими используются как мотивирующее средство воспитания, потому что деньги в кошельке ребенка учат его самостоятельности и ответственности, ограниченность суммы формирует у него способность анализировать возможные варианты расходов и расставлять приоритеты, совершая очередную покупку.
Но нельзя давать карманные деньги неподготовленным детям. Следует заранее договориться с ребенком, какая сумма, для чего и на какой период времени ему выдается. Ребенок также должен понимать, что на свои деньги следует покупать не только то, что хочется, но и то, что необходимо. Например, предметы школьного обихода, книги, форму для физкультуры, подарки для родителей на день рождения или хлеб домой к ужину. Такая позиция воспитает у ребенка уважение не только к деньгам, но и к вещам, научит его не портить их и не терять.
Однако если со временем ребенок заметит, что выдаваемых ему карманных денег не хватает, и станет просить увеличить их сумму, расскажите ему о накоплениях и подарите копилку или шкатулку. И ни в коем случае не давайте взаймы.
И помните: приняв решение давать ребенку карманные деньги, перестаньте покупать ему всякую мелочь. Теперь это его траты и его головная боль.
Первая зарплата
Я дружна с семьями, которые свои финансовые отношения с детьми строят под девизом: «Нужны деньги? Заработай!». Они «нанимают» своих малышей на работу, и те ежедневно выполняют ряд обязанностей по дому: они моют посуду, пылесосят, чистят кошачий лоток, гуляют с собакой, выносят мусор, собирают урожай в саду, на огороде или на даче, чистят обувь всем членам семьи, гуляют с младшими братьями и сестрами, учатся на пятерки.
Свой заработок они тратят по собственному желанию. Знаю, не всем понятна подобная логика финансового воспитания. И я отчасти согласна, что за домашнюю работу, хорошее поведение и учебу платить не стоит. Но даже в этой, казалось бы, патовой ситуации есть выход – ребенка можно устроить на работу к соседям или друзьям. Подобная практика широко используется в Европе, где дети с малых лет трудятся «бебиситтерами», дворниками или «собачьими нянями».
Финансовая памятка
Перед походом в магазин оговаривайте с ребенком размер суммы, которую вы можете потратить на игрушки. Если у вас дома живет питомец, обсуждайте с ребенком расходы на его содержание: корм, посуда, туалет, игрушки и т. д.
Подарите ребенку бумажник, чтобы он с самого начала учился относиться к деньгам бережно, а не рассовывать их по карманам.
Приняв решение выдавать ребенку карманные деньги, объясните ему, что это не плата за хорошее поведение, а возможность научиться грамотно распоряжаться финансами уже в столь юном возрасте.
Планируя большую покупку, обсудите ее необходимость вместе с ребенком. Подобная тактика воспитывает чувство ответственности перед близкими людьми и учит ребенка самостоятельно определять границы своего желания.
Проведите дома с ребенком финансовый анализ, показав в цифрах, сколько продуктов для всей семьи можно было бы купить на ту сумму, которую он потратил на очередную игрушку.
И, конечно, сами старайтесь подавать пример того, как необходимо разумно тратить деньги, копить и ценить то, что на них покупается.
Словарь полезных терминов
Семейный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения целей семьи.
Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента.
Расходы – затраты членов семьи, приводящие к уменьшению денежных средств.
Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над доходами.
Дают ли они карманные деньги своим детям, мы решили спросить у волгоградцев
Анжела, инженер:
– Деньги стала давать рано, как только сын понял, для чего они нужны. Это были карманные деньги на маленькие прихоти, чтобы сам учился выбирать, что ему нужнее на данный момент. Сумма всегда была регулярная, увеличивалась с возрастом и уменьшалась за серьезные проступки. Глядя сейчас на своего взрослого сына, считаю, что поступала правильно. Он умело планирует семейный бюджет.
Катерина, журналист:
– Немного, только на необходимые расходы – купить книжку для школы, завтрак или пирожное в театральном буфете. Больше и не надо.
Яна, тренер:
– Стали давать, как только сын пошел в школу. Когда он идет гулять, даем на шоколадку и попить – от 50 до 100 рублей. А если он хочет сделать дорогую покупку, то копит. Так сын приобрел себе кроссовки-ролики, боксерскую грушу на стойке. Сейчас опять на что-то копит.
Оксана, домохозяйка:
– Да, но сумма эта символическая, зависит от стоимости булочки и чая в школьной столовой. Мы в семье практикуем накопительство, вся мелочь, найденная дома, собирается в копилку. Но сказать, что мы не балуем своих детей, я не могу. Разумные желания оплачиваются по просьбе, неразумные – по возможности. А вот покупка подарков за хорошее поведение или учебу у нас не принята.
Елена, главный бухгалтер:
– Стала давать только в первом классе, по 50 рублей в день.
Екатерина, административный работник:
– Я плачу своей дочери за оценки, за пятерки она получает деньги, за двойки и тройки – возвращает. На шоколадки и жвачку их не тратит, а откладывает на большие покупки – планшет, фотоаппарат.
Поделиться в соцсетях:
нет
Добавить комментарий