Волгоградцы думают, что Солнце - спутник Земли

Волгоградцы думают, что Солнце - спутник Земли
Вернуть в школу астрономию настойчиво предлагают российские сенаторы. Без этого, решили они, не может быть здравомыслящего человека.

Ударную роль в рождении этой инициативы сыграло падение челябинского метеорита. Проведенные после этого опросы показали абсолютную дремучесть россиян в понимании космических явлений. Часть респондентов посчитали, что, образно говоря, Земля стоит на трех слонах, как будто сейчас не запускают аппараты на Марс, а только что сожгли Джордано Бруно.

Предмет «Астрономия» был обязательным в выпускных классах советских школ. Страна гордилась полетом Гагарина, в газетах еще не печатались гороскопы, ученики запоминали уйму нужных и не очень сведений о кометах и блуждающих звездах. Правда, далеко не все учителя придавали этой дисциплине большое значение. В моем классе, например, астрономия стояла в расписании последним уроком, с которого нас часто распускали по домам, отметки ставили «автоматом».

После 2009 года «Астрономию» убрали из базисного учебного плана. Предмет преподается как факультатив в рамках школьного курса физики. Если ученик за два года прослушает 68 часов курса «Астрономия», это будет указано в аттестате.

– Нельзя заявлять, что «Астрономию» совсем выкинули из школ за ненадобностью. Она изучается в рамках часов школьного компонента. Школы с физико-математическим уклоном очевидно выберут курс астрономии, хотя гуманитарные гимназии, пожалуй, усилят другие блоки, – поясняет специалист регионального минобрнауки, учитель математики и физики Ольга Денисенко.

Свалившись на головы землянам, чебаркульский метеорит показал, что дела высоких небесных сфер прямо и даже больно касаются реальной жизни. Власти вспомнили о плачевном состоянии отечественных обсерваторий и о необходимости вести наблюдения за космическим пространством, отслеживая вероятные угрозы.

Спасет ли от них то, что школяров заставят зубрить скорости движения небесных тел и переводить световые года в парсеки? В последнее время находится много охотников перекроить расписание уроков и втиснуть туда новые «очень нужные» предметы – краеведение, черчение, экологию, основы финансовой грамотности, налоговый ликбез, религиозные знания, казачий компонент. Недавно, сообщали федеральные СМИ, протоиерей Дмитрий Смирнов предложил ввести такой предмет, как смысл жизни, а то народ его до старости не понимает. Тоже очень полезная штука.

И никого не заботит, что сейчас ответственный ребенок тратит на приготовление уроков до 5-6 часов в день. Прибавьте стрессы подготовки к ЕГЭ в старших классах. Если и без того предельные школьные нагрузки увеличить, школьники и правда начнут думать, что Бог создал Землю за три дня, а потом врубил адронный коллайдер.

Человек, глядя на небо, должен иметь элементарные представления о нем. Астрономия – это часть культуры, но обязательно ли преподносить ее в рамках специального академичного курса, весьма трудного для усвоения?

Что такое материя, что такое дальний космос, почему он бесконечен, об этом можно поэтапно рассказывать уже с 1-го класса и на школьных занятиях, и после звонка. Это фундаментальная, мировоззренческая область знаний, считает лектор Волгоградского планетария Ольга Колесникова:

– В планетарий на лекции чаще всего приходят школьники 7-13 лет. Учителя приводят группы по абонементам. Каждый час мы принимаем поток по 200-300 человек. Лекции, наблюдения в обсерватории открыты для всех категорий населения и возрастов. Курьезы бывают. Иногда посетители удивляются, что не Солнце вращается вокруг Земли, а наоборот. Чтобы не было пробелов в знаниях, можно было бы «вписывать» информацию о строении Вселенной в какие-либо школьные предметы. И начинать пораньше, в 11-13 лет, когда интерес к тайнам неба у ребенка особенно высок и он сам тянется к этим знаниям.

Поделиться в соцсетях