Волгоградцы отмечают 110-летие Евгения Вучетича

  • Волгоградцы отмечают 110-летие Евгения Вучетича
  • Волгоградцы отмечают 110-летие Евгения Вучетича
110-лет со дня рождения выдающегося советского скульптора, Героя Социалистического Труда, члена президиума Академии художеств, лауреата Ленинской и пяти Сталинских премий Евгения Вучетича исполнилось 28 декабря. Жительница Новоаннинского Маргарита Нехезина написала книгу «Русский Микеланджело», которая рассказывает об этом человеке.

Потомок Стюартов

– С детства я преклонялась перед Евгением Вучетичем. Помню чувства, охватившие меня, когда отец отвез меня впервые к исполинскому памятнику Сталину его работы, который стоял в свое время у первого шлюза Волго-Донского судоходного канала, – рассказывает Нехезина.
Работа над книгой была нелегкой. Вучетич не вел картографии своих произведений – узнать, где какое из них установлено, было непросто.

Чтобы решить эту проблему, писательница связалась по телефону с сыном Евгения Вучетича Виктором и его женой. Друзья нашли и принесли Маргарите Николаевне книгу самого Вучетича. Борис Усик, в то время директор музея-панорамы «Сталинградская битва», предоставил для работы множество материалов, фотографий. Областная дума выделила средства на издание.

Впервые книга «Русский Микеланджело» вышла в свет в 2011 году.

– Я развезла книги по многим музеям, раздарила депутатам областной думы, многим другим известным людям. Так тысяча экземпляров довольно быстро разошлась, и я решила эту книгу переиздать. Деньги сейчас очень трудно найти, поэтому я решила собирать для второго издания книги деньги с собственной пенсии, – говорит автор.

Листаю книгу Маргариты Николаевны. За ее строками зримо встает жизнь человека, увековечившего подвиг Сталинграда, воплотившего его во множестве своих работ, поднимаются малоизвестные факты о нем.

Родился Евгений Вучетич в Днепропетровске. Отец его, черногорец по национальности, Виктор Вучетич умер рано, маленький Евгений остался с матерью, в девичестве Анной Стюарт, очень интеллигентной женщиной, дальней родственницей шотландской королевской династии Стюартов.

Евгений в молодости работал в шахте. Как-то, рассказывается в книге, он, задержавшись возле местной церкви, задумался и приложился к ней руками. Вдруг он почувствовал, понял, что больше всего на свете хочет ощущать своими руками тепло и силу камня, работать с этим замечательным материалом. Словно Всевышний вложил в него что-то тогда – Евгений начал рисовать с тех пор, делать фигурки из мякиша. Как утверждал известный волгоградский скульптор, народный художник России Виктор Фетисов, первый эскизный набросок статуи Родины-матери Вучетич слепил именно из хлебного мякиша.

Обучение художественному ремеслу началось для Евгения в Ростовском художественном техникуме имени Грекова – так называется это учебное заведение теперь. Там и сейчас сохранились первые его скульптуры.



Везучий человек

В начале Великой Отечественной войны Вучетич записался в ополчение. На фронте получил контузию, после которой голос его становился временами как бы лающим.

Трижды, задолго до того как стал всемирной знаменитостью, Вучетич мог лишиться жизни. В первый раз – когда в шахте, в которой он находился, произошел обвал. Были погибшие, Вучетич случайно остался жив. Потом он уезжал на юг СССР, в Узбекистан, в Таджикистан – познакомиться с традиционной скульптурой востока, рисовать наполненные светом картины. На хлебозаготовках он там попал в плен к басмачам, которые хотелиего казнить, и пограничники с большим трудом спасли его от гибели. И в третий раз – когда был ранен и контужен на войне.

– Я страшно везучий человек, – вспоминал Вучетич об этом позднее. – Меня расстреливали, но не расстреляли. Я попал под обвал в шахте в Донбассе, на довольно большой глубине, и не погиб. На войне был контужен, но не был убит…

В Ленинград, чтобы учиться в Академии художеств, Евгений приехал на поезде из Средней Азии зайцем – у него не было денег на билет. Чтобы как-то выжить, он трудился грузчиком в ленинградском порту.

В знак протеста против неправильного, на его взгляд, преподавания в Академии художеств в 1933 году Вучетич покинул ее добровольно.

– Так почему же вы назвали свою книгу «Русский Микеланджело»? – спрашиваем у Маргариты Николаевны.

– Потому что Евгений Вучетич в масштабах человечества – такой же значимый художник, как и Микеланджело. Но если работы Микеланджело Буонарроти остались только лишь в Италии, то произведения Вучетича находятся, к примеру, и в Берлине, и в Нью-Йорке. Два этих скульптора мне в равной мере дороги, хотя их отделяют друг от друга четыре столетия. 

Книга Маргариты Нехезиной изобилует множеством довольно редких фотографий Евгения Вучетича, в ней подробно излагается история создания многих его знаменитых работ, памятников народным героям – от Степана Разина до маршала Жукова. Их у Вучетича так много, что невольно задумываешься: как все это мог сделать всего лишь один человек, проживший не такую уж долгую жизнь? Ведь умер Вучетич в возрасте шестидесяти пяти лет…

Читайте Волгоградская правда.ру в:

Поделиться в соцсетях:

нет

Добавить комментарий