Алевтина Осадченко в течение пяти лет была председателем совета дома № 23 по улице Репина. Ей не раз приходилось отстаивать права жильцов. Во многом благодаря скрупулезности и настойчивости Алевтины Сергеевны собственникам удалось «выбить» почти 2 млн рублей из ООО «Жилье-46».
— Сперва мы начали войну с УК за электричество: они нам выставляли неоправданно большие счета и отказывались делать перерасчет. Писали везде, где только можно, просили провести проверку. Когда ее все?таки провели, выяснилось в том числе, что у нас уже два года стоит общедомовой счетчик по отоплению. А мы об этом, как говорится, ни сном ни духом. Это был 2010 год, когда приборы в Волгограде только-только начали устанавливать в домах, — рассказывает Алевтина Осадченко.
Несмотря на наличие общего счетчика, управкомпания начисляла жильцам плату по нормативам. Возмущенные собственники стали атаковать жилконтору письмами с требованием произвести перерасчет. Как отмечает Алевтина Осадченко, примерно с год УК сопротивлялась, но в итоге сдалась — под натиском жильцов и гнетом доказательств.
— Почему сегодня не все добиваются перерасчета? — спрашивает Алевтина Сергеевна. И сама же отвечает: — Потому что собственники просто пишут письма в инстанции и ждут реакции. Я же делала полный перерасчет за каждый год по отоплению сама. Брала показания за каждый месяц, сводила цифры воедино и в качестве доказательства предъявляла во все инстанции. И так мы приперли УК к стенке. В итоге без судебного разбирательства нам сделали перерасчет почти за три года на сумму в 1 млн 947 тыс. 948 рублей. Правда, мы не стали требовать эти деньги на руки — после перерасчета мы год не платили за тепло!
Кроме того, денег хватило на то, чтобы купить общий счетчик и оплатить его установку.
Практически одновременно с домом по ул. Репина, 23 перерасчета от ООО «Жилье-46» добились и жильцы многоэтажки по адресу: ул. Библиотечная, 16. Ситуация схожая, правда, с одним нюансом.
— В 2012 году мы стали проверять все общее имущество — что есть и в каком состоянии.Начало на 1-й стр.
Тогда и узнали про общедомовой тепловой счетчик, – вспоминает Валентина Иванова, председатель домового совета. – Я пошла в «Тепловые сети» и выяснила интересную деталь. Оказалось, что УК рассчитывалась с ними по счетчику, а вот в платежках выставляла плату по нормативу.
Нормально?! Я написала заявление в Роспот-ребнадзор с просьбой проверить правильность начислений за отопление. Приложила все документы. В итоге сделали перерасчет, у нас в доме 80 квартир, с каждой примерно тысячи четыре вышло, в сумме более 300 тыс. рублей.
Роспотребнадзор еще и штраф на УК наложил, чтоб неповадно им было. Хоть они и пытались в суде его оспорить, но проиграли.
Своим примером краснооктябрьцы показывают, как важно знать и бороться за свои права. Можно только догадываться, какие суммы оседают в карманах мошенников, подвизавшихся на ниве обслуживания жилья. При этом важно понимать, что такое возможно исключительно при попустительстве собственников. Хотите по?прежнему спонсировать бандитов – ваше право. В противном случае проверяйте цифры.
Для вдохновленных читателей напоминаем, что согласно Постановлению № 354 Правительства РФ основаниями для перерасчета платы за отопление может быть некачественное оказание услуги (недотоп или перетоп) и как следствие завышенные суммы в платежных документах, а также превышение допустимой продолжительности перерыва подачи услуги.
Максимальное время отсутствия тепла в квартире – не более 24 часов (суммарно) в течение месяца; не более 16 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C;
не более 8 часов единовременно – при температуре воздуха от +10 °C до +12 °C; не более 4 часов единовременно – при температуре воздуха от +8 °C до +10 °C. При этом температура воздуха в квартирах должна быть не ниже +18 градусов, а в угловых комнатах – не ниже +20 градусов. Однако допустимо превышение температуры – не более 4 °C. Также допускается снижение температуры в ночь (от 0.00 до 5.00) – не более чем на 3 °C, днем это недопустимо.
Для того чтобы УК произвела перерасчет, нужно зафиксировать факт непредоставления коммунальных услуг актом, составленным исполнителем и потребителем. Акт является основанием для корректировки размера оплаты.
– Если возникает вопрос по начислению платы за ту или иную коммунальную услугу, согласно ст. 40 Постановления Правительства РФ № 491, с момента обращения УК обязана ответить на запрос собственников в течение пяти дней. В запросе следует просить управкомпанию разъяснить порядок начисления платежей. С полученной информацией можно уже взять свои платежки и провести сверку. При выявлении несоответствий идти в УК. Если добровольно УК отказывается пересчитывать, нужно написать им письменное требование, – советует Александр Ошеров, руководитель Ассоциации советов многоквартирных домов Волгограда.
Если и в этом случае жилконтора не реагирует, следует писать в Госжилинспекцию. Последняя инстанция, которая может помочь, – суд.