Волгоградцам рассказали, как создавались 7 известных фотографий военных лет

Волгоградская правда
Фотолетопись Великой Отечественной огромна и бесценна. Но есть снимки, которые видел, наверное, каждый, причем не один раз. Но, как выясняется, за этими кадрами могут скрываться необычные – или малоизвестные – истории.

«В горькие дни отступления…», 1941 год

Якова Халипа (1908–1980) называли прямым наследником русского авангарда в фотографии. Во время войны он работал корреспондентом газеты «Красная звезда» и Совинформбюро. Снимок «В горькие дни отступления. Днепропетровщина» сделал в августе 1941-го. Тогда вместе с Константином Симоновым они добирались на фронт.

У переправы под Днепропетровском Халип вышел из машины, чтобы сделать этот кадр, а Симонов вырвал у него камеру с криком: «Разве можно снимать такое горе!»

«...Тогда мы были оба по-своему правы, –  вспоминал после войны писатель. – Фотокорреспондент мог запечатлеть это горе, только сняв его, и он был прав. А я не мог видеть, как стоит на обочине вылезший из машины военный человек и снимает этот страшный исход беженцев, снимает этого старика, волокущего на себе телегу с детьми. Мне казалось стыдным, безнравственным, невозможным снимать все это…»

Через много лет после войны этот снимок станет известным и войдет в фонд фотосвидетельств Великой Отечественной.

«Комбат», 1942 год

Снимок Макса Альперта (1899–1980) «Комбат» называют иконой военной фотографии. Это один из самых тиражируемых за последние полвека снимков Великой Отечественной. Снимал Альперт в июле 1942-го под Ворошиловградом.

«...Разгорелся жестокий бой, – вспоминал он. – Вдруг в двух шагах от меня поднялся командир и, махнув рукой, крикнул: "Ура!" Я успел нажать спуск лишь один раз – рядом рванул снаряд...»

Осколок разбил объектив, аппарат засыпало землей, а самого фотографа сбило с ног. Пока он возился с покореженной камерой, по цепи пронеслось: «Комбата убили!»

Альперт был уверен, что речь идет об офицере, попавшем в кадр. Пленку он посчитал испорченной. Только недели спустя все-таки проявил негатив. И увидел резкий полнокровный кадр. Название родилось сразу – «Комбат».

Фото напечатали центральные газеты только в 1965 году, и редакции завалил поток писем, в которых утверждалось, что на снимке – их родственник, знакомый, однополчанин…

Дело дошло до того, что в 1967 году НИИ судебных экспертиз Минюста СССР провел исследование. Вывод: на снимке – младший политрук 220-го стрелкового полка 4-й стрелковой дивизии Алексей Гордеевич Еременко.

Вдове по ошибке отправили похоронку полного тезки мужа – курсанта Еременко. Тот значился пропавшим без вести с 1942-го. Так выяснилось, что герой легендарного снимка погиб, замещая командира…

Сталинградский фонтан, 1942 год

Кадры, сделанные в Сталинграде, вошли в историю фотографии. Снимок не просто известен во всем мире, он стал одним из сильнейших образов войны и разрушенного детства. Авторское название – «23 августа 1942 года. После массированного налета нацистской авиации». Автор – Эммануил Евзерихин (1911–1984), который с 1933 года работал в ТАСС.

Евзерихин  снимал конгресс Коминтерна и съезд Советов, на котором была принята Конституция, строительство, арктические экспедиции и спортивные парады. Фотографировал Максима Горького, Михаила Калинина, Валерия Чкалова, выдающихся деятелей культуры и искусства.

В годы войны снимал на многих фронтах. Наибольшую известность получили его фотографии, сделанные в дни Сталинградской битвы.

«Письмо домой», 1943 год

Георгий Зельма (1906–1984) – самый известный фотолетописец Сталинградской битвы, он был прикомандирован к 62‑й армии и военным корреспондентом прошел всю Великую Отечественную. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Одессы» и «За оборону Сталинграда».

В музее-панораме «Сталинградская битва» хранятся почти 300 негативов его снимков. В подборке может быть, пожалуй, любой из них. Например, фото «Письмо домой», сделанное в 1943-м.

Вот что рассказывал сам автор: «Прислонившись к стене разрушенного дома, сидит боец и пишет письмо. Снимаю, спрашиваю: Куда пишете? – Домой, в Москву. – Говорю: вам повезло, завтра я лечу с материалом в редакцию, могу зайти к вашим родным…»

Письмо было доставлено по адресу. Через несколько лет Георгий Зельма готовил фотоочерк о сталинградцах. Просматривая записную книжку, наткнулся на строчку: «Артиллерист, москвич Володя». И отправился в тот дом, куда отвозил письмо от солдата.

Там он узнал, что Володя работает на заводе слесарем и заочно учится в институте. Зельма объяснил, что ему нужна фотография для журнала «В семье фронтовика». Володя согласился.

Еще раз он встретился с ним в канун 40-летия начала битвы на Волге и подарил то самое фото 1943 года: «Обещанного три года ждут. Я, правда, немножко дольше тебя заставил ждать».

Володя засмеялся: «Ничего, Георгий, главное, что ты все-таки карточку напечатал, а то ведь вы, фоторепортеры, народ такой – не дождешься…»

«Санитарка», 1943 год

Георгий Коновалов (1911–1993) с 1941-го был фотокорреспондентом Ленинградского отделения ТАСС. Снимок «Санитарка» он сделал в дни Курской битвы в 1943 году.

Напечатала его 6 мая 1970-го «Литературная газета». А вскоре в редакцию пришло письмо из Московской области. Антонина Александрова Бондарь (Козлова) написала:

«...Меня словно взрывной волной от снаряда ошеломило. Ведь это же я, я на снимке! Такая высокая, здоровая и сильная, какой была в молодости. И боец тот раненый стоит перед моими глазами, как будто это было вчера… Очень разволновала меня эта встреча… Спасибо вам за нее от всего сердца…»

А пятью годами раньше была похожая история. В мае 1965-го в журнал «Советская женщина» пришло письмо с Украины. Елена Степановна Семенова (Новикова) сообщала, что, увидев в журнале снимок «Санитарка», узнала на нем себя.

Автор фото Георгий Коновалов отправился к Елене Степановне. Познакомились, вспоминали и бои под Курском, и город на Неве. Оказалось, что Елена Степановна, как и он, жила в Ленинграде, работала в мартеновском цехе Ижорского завода.

«Хозяйка военного Берлина», 1945 год

Этот снимок военный фотокорреспондент ТАСС Евгений Халдей сделал случайно. Регулировщица Мария Шальнева (Ненахова), ефрейтор 87-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона, дежурила 2 мая 1945 года на площади Александерплац в Берлине. Проезжая мимо, Халдей остановил машину, вышел и сфотографировал девушку.

9 мая снимок Марии, которую в народе назвали «Хозяйкой военного Берлина», выйдет в «Красной звезде», а затем в других советских и зарубежных изданиях. Сохранился и рассказ Марии о том, как это было.

«...Фотограф попросил меня улыбнуться, а я от природы неулыбчивая. Как это я по приказу буду улыбаться? У меня не получится. "Считайте, что это приказ. Все-таки я капитан, старше вас по званию". И вот я стараюсь улыбаться и взмахиваю флажками…»

Марии очень хотелось получить фото на память, Халдей попросил у нее адрес, но снимков она так и не дождалась. И только в апреле 1970 года Евгений Халдей приехал в Воронеж и подарил ей легендарную фотографию.

Самое интересное в этой истории то, что Мария Захаровна Ненахова (Шальнева) – участница Сталинградской битвы. Вместе с 62-й армией Чуйкова дошла до Берлина и расписалась на здании Рейхстага.

«Знамя Победы над Рейхстагом», 1945 год

«Знамя Победы над Рейхстагом» – под таким названием 2 мая 1945 года целую серию фото сделал Евгений Халдей. Эти снимки в фотолетописи Великой Отечественной стали, пожалуй, самыми знаменитыми. Кажется, что это репортажная съемка, но на самом деле – постановка.

Халдей получил редакционное задание от ТАСС и прилетел из Москвы в Берлин 2 мая. На Рейхстаге уже было множество красных знамен, Евгений привез с собой три самодельных – первое он установил на крыше аэродрома Темпельхоф, второе – у колесницы на Бранденбургских воротах, а третье – на крыше Рейхстага.

Фотограф попросил первых солдат, которые встретились ему, помочь сделать снимок. Это были бойцы 8-й гвардейской армии Василия Чуйкова Алексей Ковалев (он держит знамя), Абдулхаким Исмаилов (поддерживает его) и Леонид Горичев. Кстати, Абдулхаким Исмаилов в 1996 году был удостоен звания Героя Российской Федерации.

Читайте Волгоградская правда.ру в:

Поделиться в соцсетях:

нет