Волгоградец Алексей Никитский десять лет собирает дореволюционные фото жителей родного города

Волгоградец Алексей Никитский десять лет собирает дореволюционные фото жителей родного города
Коллекция уже собралась внушительная. Хватит, чтобы украсить отпечатанными на толстом картоне черно-белыми фотографиями целый музейный зал.

– Я историк по образованию и увлекаюсь фотографией, – говорит Алексей. – А в этих карточках история и искусство фотографии слились воедино.

Первое, что бросается в глаза, когда перебираешь эти снимки: очень много людей в форме. Ее тогда носили не только военные и гимназисты, но и инженеры, путейцы-железнодорожники и даже чиновники различных ведомств.

Интересно выглядят и дамы Царицына конца XIX столетия – высокие пышные прически, уложенные «волнами Марселя», ресницы, крашенные толченым углем, лицо, напудренное крахмалом. На фото из коллекции Алексея Никитского все жительницы Царицына в нарядах ручного шитья – сплошной эксклюзив.

– Первую карточку я увидел случайно, – вспоминает Алексей. – Ее продавали в Интернете за 300 рублей. Купил. Потом начал искать другие. Особенно мне нравятся фото братьев Черновых, державших фотоателье в Бекетовке. Наверное, потому, что в этом месте прошло мое детство…

Собирая коллекцию, Никитский выяснил, что работали в Царицыне и женщины-фотографы, избравшие не женскую по тем временам профессию. Это были Пелагея Лапшина, державшая фотоателье в собственном доме на углу улиц Астраханской и Предтеченской, и некто Я. Т. Дьяченкова, фотографировавшая клиентов в ателье при заводе «Урал-Волга». Возможно, они унаследовали ремесло от мужа или от отца – таскать громоздкий фотоаппарат-треногу женщине действительно было тяжело.

Помимо художественных фото, в Царицыне делали и маленькие снимки на плотном картоне – на документы. Их приходилось пришивать к делу нитками: никакой клей не держал тяжелую карточку. А в паспортах той поры вообще фотографий не было. Вместо них вписывали особые приметы: «светло-русый, нос сломан, уши оттопырены».

Редкий случай: в руки коллекционера попали сразу пять снимков одного парня, последняя – в форме офицера Первой мировой. И все эти фото парень с инициалами А. Логинов отсылал своему опекуну или благодетелю «Глубокоуважаемому Ивану Федоровичу».

Еще одна удача – фото, судя по инициалам и дате, принадлежащее трагически ушедшему из жизни сыну известного царицынского мецената Лапшина. До сих пор как он выглядел, никто не знал. Сын купца-миллионера покончил с собой вскоре после своей свадьбы, узнав, что жена ему изменяла.

Словом, почти все снимки из коллекции Никитского способны многое рассказать не только о моде на рубеже веков, но и о нравах жителей старого Царицына.