
– Я историк по образованию и увлекаюсь фотографией, – говорит Алексей. – А в этих карточках история и искусство фотографии слились воедино.
Первое, что бросается в глаза, когда перебираешь эти снимки: очень много людей в форме. Ее тогда носили не только военные и гимназисты, но и инженеры, путейцы-железнодорожники и даже чиновники различных ведомств.
Интересно выглядят и дамы Царицына конца XIX столетия – высокие пышные прически, уложенные «волнами Марселя», ресницы, крашенные толченым углем, лицо, напудренное крахмалом. На фото из коллекции Алексея Никитского все жительницы Царицына в нарядах ручного шитья – сплошной эксклюзив.
– Первую карточку я увидел случайно, – вспоминает Алексей. – Ее продавали в Интернете за 300 рублей. Купил. Потом начал искать другие. Особенно мне нравятся фото братьев Черновых, державших фотоателье в Бекетовке. Наверное, потому, что в этом месте прошло мое детство…
Собирая коллекцию, Никитский выяснил, что работали в Царицыне и женщины-фотографы, избравшие не женскую по тем временам профессию. Это были Пелагея Лапшина, державшая фотоателье в собственном доме на углу улиц Астраханской и Предтеченской, и некто Я. Т. Дьяченкова, фотографировавшая клиентов в ателье при заводе «Урал-Волга». Возможно, они унаследовали ремесло от мужа или от отца – таскать громоздкий фотоаппарат-треногу женщине действительно было тяжело.
Помимо художественных фото, в Царицыне делали и маленькие снимки на плотном картоне – на документы. Их приходилось пришивать к делу нитками: никакой клей не держал тяжелую карточку. А в паспортах той поры вообще фотографий не было. Вместо них вписывали особые приметы: «светло-русый, нос сломан, уши оттопырены».
Редкий случай: в руки коллекционера попали сразу пять снимков одного парня, последняя – в форме офицера Первой мировой. И все эти фото парень с инициалами А. Логинов отсылал своему опекуну или благодетелю «Глубокоуважаемому Ивану Федоровичу».
Еще одна удача – фото, судя по инициалам и дате, принадлежащее трагически ушедшему из жизни сыну известного царицынского мецената Лапшина. До сих пор как он выглядел, никто не знал. Сын купца-миллионера покончил с собой вскоре после своей свадьбы, узнав, что жена ему изменяла.
Словом, почти все снимки из коллекции Никитского способны многое рассказать не только о моде на рубеже веков, но и о нравах жителей старого Царицына.