Волгоградец рассказал, как объездная дорога связана с «зеленым поясом»

Волгоградец рассказал, как объездная дорога связана с «зеленым поясом»
Может ли строительство улучшить качество окружающей среды? Оказывается, да. Так считает известный волгоградский эколог, профессор Владимир Лобойко. По словам ученого, объездная дорога вокруг Волгограда, строительство которой уже стартовало, может, как это ни странно,  взять на себя функцию «зеленого пояса».

Третья не справилась

Выделения региону федеральных средств на эту важнейшую масштабную стройку XXI века добился губернатор Андрей Бочаров. Объект протяженностью 74 км построят в границах от трассы на Саратов в Тракторозаводском районе Волгограда до выхода на Астраханскую магистраль. Объездная пройдет вокруг города по территориям Городищенского, Калачевского и Светлоярского районов.

Как известно, задача этой трассы – вывести транзитный транспорт за пределы областного центра. Особенно это важно для большегрузов: летом при высоких температурах они деформируют  асфальт, зимой создают пробки и в целом очень негативно влияют на качество воздуха в Волгограде.

О строительстве дороги-обхода говорили давно, но эта идея была из разряда проекта-мечты. Поэтому всерьез проработкой вопроса никто не занимался.

Считалось, что решить проблему поможет Третья Продольная магистраль. На практике оказалось иначе: ее так и не дотянули до Красноармейского района, а тот участок, который сделали, не справился с потоком транзита, транспорт все равно заезжает в Дзержинский, Ворошиловский и даже Центральный районы, не говоря о поселках Аэропорт и Максима Горького.

Когда в 2014 году губернатор Бочаров обозначил приоритетом кардинальное изменение дорожной ситуации в регионе, начались системные подвижки в отрасли. За пять лет отремонтировали и построили свыше 1600 км трасс в городе и области. Волгоград перестали включать в черные списки и дорожные антирейтинги. Но глава региона обеспечил не только решение проблемы ремонта магистралей и сдачи долгостроев – например, того же многострадального тоннеля на Тулака в Волгограде.

Бочаров  также добился возведения Нулевой Продольной в областном центре – эта дорога была для жителей таким же проектом-мечтой, как и объездная трасса. Но когда «нулевку» открыли, это стало переломным моментом – впервые за много лет люди поверили в то, что даже самые сложные и масштабные проекты можно осуществить.

А потому, когда губернатор озвучил планы возведения объездной магистрали с несколькими современными транспортными развязками и новым мостом через Волго-Донской судоходный канал, мало кто сомневался, что все эти планы тоже будут осуществлены.

По обе стороны дороги

– Руководство региона весьма своевременно добилось выделения федеральных средств на эту масштабную стройку,  – говорит эколог Владимир Лобойко. – Однако в области существует еще одна, не менее важная проблема – деградация зеленых насаждений.

Эколог говорит о знаменитых докучаевских «бастионах», которые создавались как полезащитные полосы для смягчения негативного влияния резко континентального климата нашего региона. Причина не только в традиционной нехватке финансов для полноценного ухода за лесополосами, но и в отсутствии в прежние годы должного внимания к вопросам охраны окружающей среды.

– А между тем любой проект, который реализуется в современных условиях, должен в первую очередь учитывать интересы сохранения природы, – продолжает профессор Лобойко. – Сейчас в нашей области этому направлению уделяют самое пристальное внимание. Например, стоит задача создать вокруг Волгограда так называемый  «зеленый пояс», который городу просто необходим.

Ведь если с восточной стороны от пыльных бурь нас защищает Волго-Ахтубинская пойма, говорит эколог, то с запада весьма изреженные лесополосы не способны выполнить функцию заслона. При строительстве объездной можно убить двух зайцев: решить проблемы транспорта и создать значительную часть «зеленого пояса» Волгограда. Для этого нужно спроектировать и высадить многоярусные лесные полосы по обе стороны будущей дороги. И здесь максимальную важность приобретает подбор растений.

Нужны добровольцы

– Ученые региона провели большие исследовательские работы, ставившие целью изучить характеристики деревьев и кустарников, способных легко переносить наш климат, – говорит Лобойко. – Волгоградская наука имеет большой опыт подбора растений, умеющих выполнять все эти функции: защищать от ветров, поглощать углекислый газ, задерживать снег и даже смягчать резко континентальный климат.

Если правильно ухаживать за этими посадками, говорит ученый, они могут служить и рекреационным целям. Проще говоря, стать еще одной зоной отдыха, где можно будет собирать грибы и ягоды.

К проектированию посадок и разработке схем орошения на первых порах можно привлекать студентов, волонтеров, энтузиастов охраны природы. Дефицита рабочих рук и умных голов не будет, считает эколог.

В нашей области есть примеры заботливого отношения к зеленым насаждениям. Скажем, санитарно-защитные зоны некоторых заводов на юге Волгограда правильно подобраны по составу растительности и обеспечены уходом. А после рекультивации земель на них даже  выращивают лекарственные растения! На левом берегу Волги со стороны степной зоны при создании полигонов также высаживают зеленые насаждения и обеспечивают заботу об этих территориях.

Владимир Лобойко считает, что такие примеры должны вдохновить создателей «зеленых поясов»  вокруг Волгограда, Волжского, Камышина, Михайловки и других городов области. По его словам, руководители ряда промпредприятий готовы участвовать в таких проектах. И речь идет не только о лесопосадках, но и о создании современных парков, скверов и даже дендрариев.

нет

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях