История за стеклом
Их можно долго разглядывать: плавные изгибы массивного корпуса, декоративные накладки с красивым орнаментом, рукоятки, отполированные до зеркального блеска руками мастериц.
И, конечно, сам швейный механизм с иглой – такой непонятный и такой совершенный. «Зингер» («Главшвеймашина», «Подольск»), Naumann, Pfaff – в этих витринах практически вся история того, что называют швейным производством.
А рядом за стеклом – иллюстрации из старинных журналов мод, книги по рукоделию, ножницы, игольницы и наперстки дореволюционных мастериц, изящные флакончики для машинного масла. В общем, все то, что у нас, девочек разного возраста, во все времена вызывает самый живой интерес.
Те, кто впервые в ателье, просто шалеют от такой неожиданной экспозиции и забывают, зачем пришли. Владелец Владимир Маслов против антуража не возражает – в Волгограде больше нигде такого нет.
В память о бабушке
Про швейные машинки волгоградка может рассказывать бесконечно – история создания этого механизма действительно богатейшая. А коллекционером, признается Наталья, она стала неожиданно для себя.
– Несколько лет назад я просто захотела купить какую‑нибудь старенькую ручную швейную машинку в память о моей бабушке Прасковье, – рассказывает волгоградка. – Я очень любила в детстве проводить у нее, в Тамбовской области, каждое лето. Она рукодельная была, моя бабушка – и шила на ручной швейной машинке, и вязала, и пряла. Как, наверное, и все женщины тогда в деревнях.
Наталья смотрела на свою бабулю, удивлялась, восхищалась и завидовала ее многим умениям и золотым рукам. Бабушки давно нет на свете, внучка сама уже много лет работает закройщиком-портным в ателье на современных швейных машинах. Но вот захотелось ей иметь такую швейную машинку, как у бабушки. Нашла по объявлениям, купила и – уже не смогла остановиться…
Москва, Саратов, Волжский, Пермь, Астрахань – географию России можно изучать по адресам, откуда приехали швейные машинки к Наталье на постоянное место жительства (ПМЖ) в Волгоград.
Недорогое удовольствие?
По словам Натальи, коллекционирование таких вещей, вопреки ожиданиям, не такое уж дорогое удовольствие.
– Если, конечно, речь не о раритетах, – уточняет волгоградка. – Например, о машинках с царскими портретами, выпущенных в 1913 году в честь 300‑летия дома Романовых на Подольском заводе американской компании Singer, одном из «Поставщиков Двора Его Императорского Величества».
Ручная же швейная машинка производства Подольского механического завода (ПМЗ) три-четыре десятка лет назад была практически в каждой советской семье и считалась едва ли не главной ценностью.
– Ее передавали из поколения в поколение, называли кормилицей и труженицей, – рассказывает Наталья. – Но, учитывая количество выпущенных ПМЗ швейных устройств, их подавляющее большинство стоит совсем недорого. В несколько сотен рублей может обойтись не только повидавший жизнь агрегат, но и машинка в идеальном состоянии.
Существенно увеличивается стоимость, если у машинки массивная чугунная станина, да еще и дореволюционного производства. Такие экземпляры сейчас охотно скупают не только коллекционеры, но и дизайнеры – для оформления интерьеров, но в этом случае сама машинка, как вы понимаете, уже вторична.
Механика с душой
Но не для Натальи! Как специалист она опробовала каждую швейную машинку из своей коллекции и сделала вывод: многие ретроустройства качественнее современных моделей и могут длительное время функционировать без перебоев. Но главная ценность ретромашинок, по мнению Натальи, в том, что в них присутствовала душа!
– Производитель в то время старался делать швейные машинки не только надежными, неприхотливыми, простыми в эксплуатации, но и красивыми! – объясняет волгоградка. – Каждая – почти произведение искусства. Какой у них элегантный «профиль», как сверкают хромированные элементы. А авторская роспись?! Посмотрите, какие роскошные узоры – викторианский рисунок, «пряничный» рисунок, а на некоторых образцах бабочки, птички, букеты цветов даже инкрустированы перламутром. Такие изящные, красивые швейные машинки уже не выпускают…
Жалеет волгоградка, что эти красавицы морально устарели, уступают многим современным моделям, некоторые операции им не по плечу.
Да и отремонтировать тот же «Зингер» или «Подольск» сегодня практически нереально. В Волгограде, утверждает Наталья Маслова, таких мастеров, увы, уже не осталось...
Если коллекционеру требуется восстановить какое‑то очень ценное ретроустройство, приходится обращаться в Москву, к единственному мастеру в России. И мастер этот, между прочим, тоже... женщина!
Но эти механические «динозаврики» все равно востребованы и любимы многими рукодельницами. За ними ухаживают, их берегут. А еще через десяток лет такая коллекция станет раритетом!
Поделиться в соцсетях:
нет
Добавить комментарий