Волгоградская художница представила выставку картин о котах

Волгоградская правда
В волгоградском музее изобразительных искусств открылась выставка с необычным названием «Котофея». Коллекцию картин, где главными героями являются коты, представила Татьяна Ковешникова.

Котофея как псевдоним

Авторское слово, ставшее названием титульной картины «Котофея», дало название и всей выставке, на которой представлено чуть более сотни произведений.

Необычная техника автора – точно прописанные детали сюжетов с тщательной петельчатой обводкой смотрятся как иллюстрация к книге. Но эту книгу посетители не найдут на полках библиотек, потому что она спрятана в творчестве автора выставки – только так ее можно прочитать. Каждый пленэр Татьяны Ковешниковой или путешествие рождали целую коллекцию игривых и светлых по настроению картин, обращенных к теплым воспоминаниям (будь то поездка в Дубовку или в Севастополь), сюжетов. Одни названия «В мастерских котовоздухофлота», «Ангел на гладильной доске» и др. вызывают ностальгическое чувство о беззаботных фантазиях и мечтах детской поры.

 

– Известная волгоградская художница обращается к этой теме как к главному оберегу, – говорит куратор выставки, старший научный сотрудник ВМИИ им. И. И. Машкова Ирина Преображенская. Мир этих произведений для автора – маска, которая позволяет за этим образом развернуть историю собственной жизни. Поскольку мы не видим в этих кошках ярко выраженных характеров или карикатуры, то, я убеждена, Татьяна Ковешникова применяет прием для отстранения. Сюжеты рассказывают о ее жизни, она транслирует свою легенду, и мне кажется, что свой узнаваемый мир она уже превратила в миф, в узнаваемую сказку жизни.

Из истории образа

В истории искусства кошки занимают значительное место, появляясь в разных культурах и в разные эпохи то в образе божеств, то в роли второстепенных персонажей бытовых сценок, то в качестве героев-любимцев главных героинь, то сами становятся главными героями. Кошки воспринимаются человеком как разнообразные, умные, часто коварные существа, обладающие магической силой. Достаточно вспомнить лишь несколько имен европейских художников второй половины XIX века – Г. Минд, Г. Колдери, Т. Стейнлейн, Г. Реннер-Книп, Луис Уэйн с его «Кошачьими мирами» и т. д. У нас свои, патриотичные волгоградские кошки – Кошки Ковешниковой. Судя по всему, наш художник не увлекается символизмом, тысячелетиями тянущимся за образом этого животного, совершенно не стремится к салонному стилю, ее, кажется, вовсе не интересуют мифы и приметы, широко или мало известные по народным сказкам. Антропоморфия – очеловечивание ее кошек – условна. Это скорее масочный прием, позволяющий усилить интонацию.

И правда, вся 25-летняя творческая история Ковешниковой как среди коллег, так и почитателей ее таланта прочно ассоциируется с темой кошек. А картина «Котофея» читается как автопортрет.

– Для каждого художника выставка – это какая-то отчетная история, – поделилась Татьяна Ковешникова. Получить обратную реакцию зрителей, найти новые сюжеты и вдохновение – это одна из целей выставки. Давно все мое творчество ассоциируют с котами, поэтому собралась такая экспозиция. Но котам здесь посвящен один зал, другой раздел – живопись, работы с пленэров из разных городов России и Волгоградской области, созданные в других техниках.

Штрих к биографии

По образованию Татьяна Ковешникова художник-график. У нее большой педагогический стаж по преподаванию академического рисунка, живописи и композиции. Среди профессиональных достижений Диплом 1-й степени за иллюстрации к книге П. Л. Трэверс «Мэри Поппинс», участие в различных художественных выставках, фестивалях и конкурсах («Молодость России», им. И. Машкова, «Галерея ХХI века», «Куклы мира», «Образ книги») (2001, 2002, 2013 гг.). Сегодня автор выставки явялется председателем правления Волгоградского областного отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России».

На выставке много произведений декоративно-прикладного искусства – батик, авторская кукла, войлочные украшения. Излюбленная техника Ковешниковой – акварель и обводка пером с тяготением к изящным колористическим соцветиям. К своему 45-летию автор еще более усилила колористически мощное, радостное восприятие жизни.

Есть в экспозиции тема семьи и рода. Надо сказать, что Ковешниковы – это старинный царицынский род, шестью поколениями укрепившийся в нашем городе.

Здесь можно увидеть Север и Юг, сердцевинную Русь и художественные столицы России. Любовно, с наслаждением, гуляет наша кошка по старинным местечкам Волгоградской области: Дубовке, Гусевке, станице Филоновской, улицам Волгограда.

Излюбленная техника Ковешниковой – акварель и обводка пером с тяготением к изящным колористическим соцветиям. Мир к 45-летию автора становится колористически мощным радостным, меняется оптика, само восприятие жизни.

Выставка продлится до 25 декабря 2022 года.

Видео: Екатерина Алтухова, Татьяна Крючкова, Сергей Григоренко, Алексей Алтухов.

Читайте Волгоградская правда.ру в:

Поделиться в соцсетях

нет

Добавить комментарий