Помощь и детям, и родителям
С конца 2018 года в учреждении работает реабилитационная служба по оказанию ранней помощи детям с третьей и четвертой группой здоровья.
– Детей мы адаптируем к условиям группы, формируем у них разные навыки, обучаем основам коммуникации, взаимодействию с другими детьми, – поясняет педагог-психолог Светлана Карпова. – Нежелательное поведение детей часто связано не с тем, что они непослушные, а с тем, что у них бывают те или иные виды сенсорной перегрузки – гипо (низкая) или гипер (высокая) чувствительность.
Обучение детей младшего дошкольного возраста проходит с приемами АВА-терапии – эффективного метода прикладного анализа поведения.
– Это не только формирование академических навыков, это непосредственное обучение детей правилам самообслуживания, социально-бытовой, социально-средовой ориентировки, – говорит психолог.
Здесь же, в «Надежде», обучаются и родители особенных малышей. Взрослым рассказывают, как нужно с ребенком дома убирать игрушки, чистить зубы, переходить через дорогу и многое другое.
Юлия Остапенко приехала в центр с 6-летним сыном Остапом из Михайловки. После медицинского обследования семье предложили путевку в реабилитационный центр «Надежда» на месяц. Утром Юля приводит ребенка, а в обед забирает.
– Моему сыну здесь очень нравится. Интересно всегда проходят занятия. Мы здесь находимся уже вторую неделю, и Остап с утра просто бежит сюда, – рассказывает мама. – Ребенок мой со своими особенностями. Он пишет, читает, но у него механическая память, свой узкий интерес – помешан на книгах, цифрах, рисунках. Если сын что-то не может сказать, он пишет или рисует.
Юлия говорит, что первоначально думала: если ребенок не говорит, то важная задача – научить его этому. Оказалось, это не так. Главное – чтобы малыш понимал речь, значение слов. Родители должны научиться правильно доносить до него информацию.
– Раньше Остап повторял вопрос, который ему задавали, и тут же отвечал на него. Сейчас он слушает вопрос, потом отвечает. Это большой прогресс, – считает мама мальчика. – Здесь важна постоянная помощь педагогов-психологов, врачей-психиатров, дефектолога, специалистов разных направлений.
Конечно, мама и сын сталкиваются и с трудностями.
– Иной раз кажется, что ничего не меняется, хотя мы полными курсами проходим лечение, реабилитацию. Занятия – это ежедневная длительная работа, – делится с нами Юлия. – Только по истечении года мы увидели резкие положительные сдвиги. Остап уже не уходит в свой мир, ему интереснее здесь, вместе с нами.
Женщина убеждает: семьи не должны бояться идти к специалистам. Важно не заниматься самобичеванием и жалеть ребенка, нужно сразу вести его к врачам, в детский сад, в коррекционную группу, где больше внимания уделяется детям, у которых свои «причуды».
– Мы занимаемся развитием познавательной, сенсорно-рецептивной сферы, коммуникативных навыков. Обучаем родителей взаимодействию со своими детьми, проводим индивидуальные консультации, – говорит педагог-психолог Виктория Бугайчук. – Новая современная техника является большим подспорьем в нашей работе. Все это мотивирует детей заниматься.
Умная техника
Центр «Надежда» оснащен специализированными тренажерами, интерактивной песочницей, активациометром, сенсорной комнатой – разных аппаратов тут больше сотни.
Передовая техника позволяет фиксировать психоэмоциональное состояние ребенка, функциональную активность головного мозга, проводить мониторинг эффективности коррекционно-развивающего курса.
Специалисты используют инновационную программу для ранней диагностики и целенаправленной коррекции неречевых и речевых психических функций у дошколят.
Все стены в группе, все шкафчики украшены визуальными подсказками. У каждого ребенка разное визуальное расписание: для кого-то это одно задание и подарок, например, мыльные пузыри или конфетка.
Для кого-то составляется расписание на весь день: занятия, прогулка, обед, сон и сборы домой. Сотрудники центра отмечают, что важен индивидуальный подход к личности каждого ребенка.
Все дети очень разные. То, что хорошо работает с одним ребенком, не всегда помогает с другим – это касается рекомендаций, методик, техник.
– Новое оборудование очень эффективно, дети с расстройством акустического спектра сильно зависимы от гаджетов, – говорит педагог-психолог Светлана Карпова. – Им нравится все необычное, яркое. При этом все процедуры проводятся только с разрешения врачей и самих родителей. У наших детей особенные возможности. Они могут хорошо читать, знают английский, русский алфавит. Компьютерное оборудование, игры помогают развиваться им еще больше. Не всегда мы можем подобрать демонстрационный материал, а на планшетах и компьютерах это все есть.
С помощью интерактивного пола и песочницы дети взаимодействуют с окружающим миром, наблюдают за движением объекта. Ребенок трогает интерактивных рыбок, они начинают плавать, ему хочется повторить действие.
Так малыш расширяет свою зону социального взаимодействия и круг соцконтакта. Занятия проводятся не только индивидуально, но и в малых группах.
Хорошо оснащенная сенсорная комната разделена на две зоны. Активизирующая стимулирует зрительный и слуховой анализатор, релаксирующая заполнена подушками, пуфами. Ребенок сюда часто попадает после постоянной сенсорной перегрузки – когда много разных цветов, запахов, шумов. Здесь он расслабляется.
– Детям нравится изменение цветового спектра, – отмечают специалисты. – Когда они все трогают своими руками, снимается сенсорный перегруз, который и сказывается на поведении. В сенсорной комнате происходит не только расслабление, но и активизация развития мелкой, крупной моторики и даже познавательных процессов. Это все хорошо стимулирует когнитивные процессы у детей.
Поддержка станет шире
В прошлом году областному реабилитационному центру «Надежда» для детей-инвалидов исполнилось 25 лет. За период работы реабилитацию в учреждении прошли более 17 тысяч детей с рождения до 18 лет.
– Оборудование, которое появилось в нашем центре, – это серьезный шаг в развитии, – говорит директор Татьяна Галаева. – Мы обязаны использовать его в работе не только с детьми-инвалидами, но и с детьми, не имеющими инвалидности, чтобы оказать им своевременную помощь. Цель – не допустить инвалидности у детей. К счастью, теперь появилась возможность каждому родителю, который видит в ребенке какие-то отклонения, обратиться в учреждение для получения консультации, диагностики и реабилитационной помощи.
Переоснащение центра стало возможным благодаря его участию в проекте Фонда поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях. Почти 14,5 млн рублей было выделено из бюджета фонда.
Еще 2,5 млн рублей направил областной бюджет. Все сотрудники центра прошли обучение и стажировку по работе с интерактивными программами в Астрахани и Новосибирске.
Сегодня в Волгоградской области для оказания услуг ранней помощи сформирована целая сеть государственных учреждений. Она объединяет 20 реабилитационных отделений для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, а также областные реабилитационные центры «Вдохновение» и «Надежда».
В 2018 году в них помогли 400 детям в возрасте до трех лет. Дистанционно консультативная помощь оказана 485 обратившимся из отдаленных районов Волгоградской области.
Накануне новые предложения по целому ряду дополнительных мер поддержки семей с детьми и граждан старшего возраста озвучил Президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию.
В Волгоградской области поддержка материнства и детства является приоритетным направлением в работе региональной власти с 2014 года. В 2019 году благодаря изменениям, внесенным губернатором Андреем Бочаровым в социальный кодекс региона, дополнительную помощь смогли получить порядка одного миллиона человек, в том числе семьи с детьми.
Для таких семей в два раза увеличено пособие на первенца. Родители получают 50 тысяч рублей при рождении второго ребенка. Для многодетных выросла сумма регионального родительского капитала, которая теперь составляет 70 тысяч рублей.
Поделиться в соцсетях:
нет
Добавить комментарий