Волгоградские дети с особенностью развития обрели новую «Надежду»

Волгоградские дети с особенностью развития обрели новую «Надежду»
Новая служба заработала на базе областного реабилитационного центра «Надежда» для детей-инвалидов. Самому маленькому пациенту всего 2,8 года. Работа с особенными детьми ведется до достижения ими 18-летия. Специалисты говорят, что благодаря современному оборудованию даже самые проблемные их пациенты достигают хороших результатов в своем развитии.

Помощь и детям, и родителям

С конца 2018 года в учреждении работает реабилитационная служба по оказанию ранней помощи детям с третьей и четвертой группой здоровья.

– Детей мы адаптируем к условиям группы, формируем у них разные навыки, обучаем основам  коммуникации, взаимодействию с другими детьми, – поясняет педагог-психолог Светлана Карпова. – Нежелательное поведение детей часто связано не с тем, что они непослушные, а с тем, что у них бывают те или иные виды сенсорной перегрузки – гипо (низкая) или гипер (высокая) чувствительность.

Обучение детей младшего дошкольного возраста проходит с приемами АВА-терапии – эффективного метода прикладного анализа поведения.

– Это не только формирование академических навыков, это непосредственное обучение детей правилам самообслуживания, социально-бытовой, социально-средовой ориентировки, – говорит психолог.

Здесь же, в «Надежде», обучаются и родители особенных малышей. Взрослым рассказывают, как нужно с ребенком дома убирать игрушки, чистить зубы, переходить через дорогу и многое другое. 

Юлия Остапенко приехала в центр с 6-летним сыном Остапом из Михайловки. После медицинского обследования семье предложили путевку в реабилитационный центр «Надежда» на месяц. Утром Юля приводит ребенка, а в обед забирает. 

– Моему сыну здесь очень нравится. Интересно всегда проходят занятия. Мы здесь находимся уже вторую неделю, и Остап с утра просто бежит сюда, – рассказывает мама. – Ребенок мой со своими особенностями. Он пишет, читает, но у него механическая память, свой узкий интерес – помешан на книгах, цифрах, рисунках. Если сын что-то не может сказать, он пишет или рисует.

Юлия говорит, что первоначально думала: если ребенок не говорит, то важная  задача – научить его этому. Оказалось, это не так. Главное – чтобы малыш понимал речь, значение слов. Родители должны научиться правильно доносить до него информацию.

– Раньше Остап повторял вопрос, который ему задавали, и тут же отвечал на него. Сейчас он слушает вопрос, потом отвечает. Это большой прогресс, – считает мама мальчика. – Здесь важна постоянная помощь педагогов-психологов, врачей-психиатров, дефектолога, специалистов разных направлений.

Конечно, мама и сын сталкиваются и с трудностями.

– Иной раз кажется, что ничего не меняется, хотя мы полными курсами проходим лечение, реабилитацию. Занятия – это ежедневная длительная работа, – делится с нами Юлия. – Только по истечении года мы увидели резкие положительные сдвиги. Остап уже не уходит в свой мир, ему интереснее здесь, вместе с нами.

Женщина убеждает: семьи не должны бояться идти к специалистам. Важно не заниматься самобичеванием и жалеть ребенка, нужно сразу вести его к врачам, в детский сад, в коррекционную группу, где больше внимания уделяется детям, у которых свои «причуды».

– Мы занимаемся развитием познавательной, сенсорно-рецептивной сферы, коммуникативных навыков. Обучаем родителей взаимодействию со своими детьми, проводим индивидуальные консультации, – говорит педагог-психолог Виктория Бугайчук. – Новая современная техника является большим подспорьем в нашей работе. Все это мотивирует детей заниматься.

Умная техника

Центр «Надежда» оснащен специализированными тренажерами, интерактивной песочницей, активациометром, сенсорной комнатой – разных аппаратов тут больше сотни.

Передовая техника позволяет фиксировать психоэмоциональное состояние ребенка, функциональную активность головного мозга, проводить мониторинг эффективности коррекционно-развивающего курса.

Специалисты используют инновационную программу для ранней диагностики и целенаправленной коррекции неречевых и речевых психических функций у дошколят.

Все стены в группе, все шкафчики украшены визуальными подсказками. У каждого ребенка разное визуальное расписание: для кого-то это одно задание и подарок, например, мыльные пузыри или конфетка.

Для кого-то составляется расписание на весь день: занятия, прогулка, обед, сон и сборы домой. Сотрудники центра отмечают, что важен индивидуальный подход к личности каждого ребенка.

Все дети очень разные. То, что хорошо работает с одним ребенком, не всегда помогает с другим – это касается рекомендаций, методик, техник.

– Новое оборудование очень эффективно, дети с расстройством акустического спектра сильно зависимы от гаджетов, – говорит педагог-психолог Светлана Карпова. – Им нравится все необычное, яркое. При этом все процедуры проводятся только с разрешения врачей и самих родителей. У наших детей особенные возможности. Они могут хорошо читать, знают английский, русский алфавит. Компьютерное оборудование, игры помогают развиваться им еще больше. Не всегда мы можем подобрать демонстрационный материал, а на планшетах и компьютерах это все есть. 

С помощью интерактивного пола и песочницы дети взаимодействуют с окружающим миром, наблюдают за движением объекта. Ребенок трогает интерактивных рыбок, они начинают плавать, ему хочется повторить действие.

Так малыш расширяет свою зону социального взаимодействия и круг соцконтакта. Занятия проводятся не только индивидуально, но и в малых группах.

Хорошо оснащенная сенсорная комната разделена на две зоны. Активизирующая стимулирует зрительный и слуховой анализатор, релаксирующая заполнена подушками, пуфами. Ребенок сюда часто попадает после постоянной сенсорной перегрузки – когда много разных цветов, запахов, шумов. Здесь он расслабляется.

– Детям нравится изменение цветового спектра, – отмечают специалисты. – Когда они все трогают своими руками, снимается сенсорный перегруз, который и сказывается на поведении. В сенсорной комнате происходит не только расслабление, но и активизация развития мелкой, крупной моторики и даже познавательных процессов. Это все хорошо стимулирует когнитивные процессы у детей.

Поддержка станет шире

В прошлом году областному реабилитационному центру «Надежда» для детей-инвалидов исполнилось 25 лет. За период работы реабилитацию в учреждении прошли более 17 тысяч детей с рождения до 18 лет.

– Оборудование, которое появилось в нашем центре, – это серьезный шаг в развитии, – говорит директор Татьяна Галаева. – Мы обязаны использовать его в работе не только с детьми-инвалидами, но и с детьми, не имеющими инвалидности, чтобы оказать им своевременную помощь. Цель – не допустить инвалидности у детей. К счастью, теперь появилась возможность каждому родителю, который видит в ребенке какие-то отклонения, обратиться в учреждение для получения консультации, диагностики и реабилитационной помощи.

Переоснащение центра стало возможным благодаря его участию в проекте Фонда поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях. Почти 14,5 млн рублей было выделено из бюджета фонда.

Еще 2,5 млн рублей направил областной бюджет. Все сотрудники центра прошли обучение и стажировку по работе с интерактивными программами в Астрахани и Новосибирске.

Сегодня в Волгоградской области для оказания услуг ранней помощи сформирована целая сеть государственных учреждений. Она объединяет 20 реабилитационных отделений для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, а также областные реабилитационные центры «Вдохновение» и «Надежда».

В 2018 году в них помогли 400 детям в возрасте до трех лет. Дистанционно консультативная помощь оказана 485 обратившимся из отдаленных районов Волгоградской области.

Накануне новые предложения по целому ряду дополнительных мер поддержки семей с детьми и граждан старшего возраста озвучил Президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию.

В Волгоградской области поддержка материнства и детства является приоритетным направлением в работе региональной власти с 2014 года. В 2019 году благодаря изменениям, внесенным губернатором Андреем Бочаровым в социальный кодекс региона, дополнительную помощь смогли получить порядка одного миллиона человек, в том числе семьи с детьми.

Для таких семей в два раза увеличено пособие на первенца. Родители получают 50 тысяч рублей при рождении второго ребенка. Для многодетных выросла сумма регионального родительского капитала, которая теперь составляет 70 тысяч рублей.

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях