Право выбора
Этот вопрос рассматривается уже второй раз. В феврале его обсуждали на экспертном совете при уполномоченном по защите прав предпринимателей Волгоградской области.
12 марта состоялось повторное совещание с участием представителей комитетов тарифного регулирования, ЖКХ и ТЭК, антимонопольной службы, общественных организаций, регоператора по обращению с ТКО.
– Споры между хозяйствующими субъектами, к которым относятся и регоператор, и предприниматели, разрешает суд. Бизнес-омбудсмен не вправе вмешиваться в эти отношения, но проблема носила системный характер, – пояснила региональный бизнес-омбудсмен Ольга Устинова. – Поэтому мы и вынесли его на нашу площадку. Не каждый предприниматель согласился с принятыми в регионе нормативами накопления ТКО, посчитав их завышенными.
А для некоторых предпринимателей, напротив, тариф позволил снизить оплату за услугу. Законодательство как раз позволяет заключать договоры как по нормативу так и по факту. Однако еще вчера второй вариант был невозможен: регоператор предлагал предпринимателям решать вопрос о переходе с договора по нормативу на договор по факту через суд.
Сегодня конструктивный диалог разрешил ситуацию. Помогло и исчерпывающее объяснение в части заключения договоров исходя из количества и объема мусорных контейнеров (то есть по факту) со стороны комитета ЖКХ и ТЭК.
– Никаких отговорок и уклонения не должно быть, – заявила Устинова. – Отказ регоператора станет говорить о злоупотреблении им доминирующим положением и нарушении законодательства. Более того, бизнесу необходимо самому информировать регоператора о накапливаемых объемах ТКО, исходя из практики деятельности. На основе этого определяется стоимость услуги.
Главное – это порядок
Представители регоператора подтвердили: выработана определенная юридическая позиция, которая принята как порядок действий. За первый весенний месяц регоператор максимально комфортно для бизнеса отработает переходный период. Предпринимателей оповестят, что можно, предоставить типовые формы документов.
– Чтобы включить предпринимателя в график вывоза ТКО по району, от него требуется предоставить информацию о типе, объеме мусорного контейнера, его местонахождении, сообщить о периодичности вывоза, – пояснил исполнительный директор «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» Виктор Рубежной. – Служба инспекторов проверит информацию, сверит объем отходов, чтобы убедиться, что он не занижен. Никакие дополнительные справки не нужны.
В конце марта регоператор выставит универсальный платежный документ тем, кто переходит на оплату вывоза ТКО по факту. Важно, чтобы предприниматели подали нужную информацию до 20 марта. Если до этого срока юрлицо не предоставит информацию о контейнере, начисление за услугу станет идти по нормативу накоплений.
На совещании предпринимателям еще раз напомнили, что управляющие компании полностью исключены из цепочки взаимоотношений собственника встроенного нежилого помещения и регоператора. Еще не так давно такие предприниматели платили именно УК за вывоз мусора.
Еще раз о нормативе
Норматив «выводился» не расчетным путем, а согласно методическим рекомендациям. Предварительно вместе с органами местного самоуправления, перевозчиками были определены маршруты для движения мусоровоза, выявлено, какое количество жилых домов и других строений расположено на пути.
Затем были сделаны замеры в кубах и тоннаже, что позволило определить и плотность мусора. Об этих и других тонкостях процесса «выведения» норматива накоплений рассказала первый заместитель председателя областного комитета тарифного регулирования Татьяна Чернова.
– Изменение тарифа связано с реформой, которая нацелена на то, чтобы меньше отходов заходило на полигон, а больше фракций шло на переработку, – заметила она. – В структуру платы теперь входят такие нововведения, как сортировка мусора, расходы регоператора на заключение договоров и организацию этой работы, транспортные расходы, а также – плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Чернова обратила внимание, что последняя составляющая была снижена правительством, а по поручению президента заморожена до 2023 года.
– И еще один момент, который повлиял на величину тарифа, — раньше перевозчики не облагались НДС, а сейчас регоператор, являясь крупным потребителем, платит его согласно налоговому кодексу, – объяснила Чернова. – Правда, президент дал поручение правительству проработать вопрос об освобождении регоператора от НДС, а также о предоставлении населению возможности платить за вывоз мусора по факту даже при отсутствии раздельного сбора.
Кабинету министров фактически подсказали направления, которые бы позволили снизить тариф. Нормативами рекомендовано пересматривать стоимость этой услуги через пять лет. Но не исключено, что точка в этом вопросе будет поставлена раньше.
Вопросы остались
В регионе насчитывается порядка 1,5 тысяч точек нестационарной торговли. Ясного механизма, универсального подхода к размещению отходов, организации вывоза ТКО, расчету за оказание услуги пока что нет. А раз так, то не исключен новый виток обращений к бизнес-омбудсмену региона.
Другая проблема — недобросовестные жители частного сектора, в которых не везде обустроены мусорные площадки, складируют отходы в чужие контейнеры. Тем самым «увеличивают» объемы ТКО других потребителей услуги, включая и предпринимателей.
Бизнес-сообщество намерено в ближайшее время сформулировать варианты решения проблем, вопросы и предложения по организации вывоза ТКО и отработать это с регоператором.
Добавим, что в регионе к решению важных социальных проблем подключаются общественники. Сегодняшнее совещание у бизнес-омбудсмена еще раз продемонстрировало, что прямой диалог между общественностью и структурами жизнеобеспечения региона помогает достичь компромисса даже по самым спорным вопросам.
Поделиться в соцсетях:
нет
Комментарии
Светлана | 13.03.2019 07:12
владимир | 14.03.2019 09:52
Добавить комментарий