Весла на воду!
Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» позволяет взглянуть на суда по-новому. Для наших судовладельцев это означает, что теперь не потребуется регистрация судов, масса которых не превышает 200 килограммов, а мощность двигателя составляет не более 10 лошадиных сил. Здесь речь идет, как правило, о лодках с навесным мотором, которые чаще всего используются для рыбалки или водных прогулок. Легче станет и владельцам больших теплоходов, на борту которых есть спасательные шлюпки – их тоже регистрировать не придется.
– До того, как вышел новый закон, регистрация судна мощностью менее 10 лошадиных сил обходилась владельцу в 200 рублей, плюс ежегодный техосмотр 60 рублей, – поясняет старший государственный инспектор центрального инспекторского отделения ГИМС МЧС России по Волгоградской области Александр Молодцов. – Теперь хозяева таких лодок могут не беспокоиться ни о плате за регистрацию, ни о техосмотре. Экономия, конечно, не очень существенная – гораздо важнее для хозяев судов тот факт, что отныне они избавлены от волокиты, которая, как правило, всегда сопутствует делам подобным.
Нововведение коснется огромного числа людей – сейчас по области на учете стоят десятки тысяч маломерных судов, которые отныне не нуждаются ни в регистрации, ни в ежегодном техосмотре. В этом есть как плюсы, так и минусы.
– Закон делает проще, но не лучше, – уверен волгоградец Андрей Левинский. – Теперь никто не будет соблюдать все условия по безопасности. Поясню – зарегистрированная лодка должна быть обязательно укомплектована, то есть в наличии должны быть спасательные жилеты.
Не очень вдохновлены нововведением и контролирующие органы.
– Можно смело прогнозировать рост интереса к малым судам, – скептически заявляет Александр Молодцов. – Уверен, что скоро по нашим водоемам будет плавать намного больше народа, чем раньше. Полагаю, что это не очень хорошо – увеличится число несчастных случаев, лодочники станут заплывать на пляжи…
Владельцы лодок, тем не менее, эту точку зрения не разделяют и считают, что новые правила значительно облегчат им жизнь.
– Замечательная новость! – с восторгом сообщает Максим Павлюков, который о новом законе узнал от корреспондента «Волгоградской правды». – У меня самого лодки пока нет, но иногда рыбачим вместе с другом на его посудине. Думаю, он тоже будет рад узнать, что правила смягчились.
– Конечно, очень хорошо, что власти приняли такое решение, – соглашается заядлый рыболов Александр Шмелев. – Судите сами: мне надо было потратить целый день на то, чтобы зарегистрировать лодку: взять отгул, привезти ее к инспекторам, надуть, пройти проверку, получить номера и так далее. Еще и техосмотр ежегодный… Теперь проще и легче.
Как вы лодку назовете…
Для упрощения закон разделяет понятия маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов и дает их четкое определение. Итак, под маломерным судном понимается любое судно длиной менее 20 метров, способное принять на борт не более 12 человек. Прогулочным судном называется судно, общее количество людей на котором не может превышать 18 человек, в том числе не более 12 пассажиров, и которое используется в некоммерческих целях для отдыха на водных объектах. Спортивным парусным судном теперь считается то, что построено или переоборудовано для занятий спортом, использует в качестве основной движущей силы ветер и эксплуатируется в некоммерческих целях.
Для чего их разделили? Чтобы не было путаницы. Приведем пример: несмотря на то, что различие между утлой лодчонкой и шикарной (пусть и небольшой) яхтой является очевидным, до сих пор формально они были одинаковы. Отныне такой уравниловки нет. Это значит, что человек, купивший мощную лодку и начавший катать пассажиров, отныне удостоверение маломерного судна получить уже не может. Да и его удостоверение на право управления маломерным судном станет непригодным для такой громадины.
Принцип Робин Гуда
С одной стороны, новый закон облегчил жизнь владельцам маленьких лодок, с другой – увеличил размеры государственной пошлины за госрегистрацию более крупных судов в госреестре.
– До 25 мая еще будут действовать старые расценки, – добавляет Александр Молодцов. – После этого цены взлетят вверх. Так, за регистрацию морских судов пошлина составит 6 тысяч рублей, судов внутреннего плавания – 2 тысячи рублей, судов смешанного (река-море) плавания – 3 тысячи рублей, спортивных парусных судов, прогулочных и маломерных судов – 1 тысяча рублей. Но и здесь есть плюс – техосмотр для всех станет бесплатным.