
Впервые это произведение знаменитого венгерского композитора было поставлено в Сталинграде в 30-е годы прошлого века и долго не сходило со сцены вплоть до Сталинградской битвы, шло и после войны. Следующая постановка «Баядеры» была осуществлена в 1987 году. Новое обращение коллектива театра к этой искрометной оперетте состоялось только в 2016-м, и вот в 2025-м она вернулась в репертуар с обновленным составом исполнителей ведущих партий.

«Премьера любой классической оперетты – это всегда праздник для любителей этого вида искусства, – говорит главный режиссер театра, заслуженный артист России Александр Кутявин. – Этот сезон мы открываем "Баядерой" – опереттой, которая всегда с большим успехом шла на нашей сцене. На этот раз в постановке мы представляем новых исполнителей заглавной партии. В роли примадонны парижского варьете Одетты Даримонд в первых двух премьерных спектаклях поочередно дебютируют ведущие солистки театра Виктория Миллер и Валерия Головкина. Впервые за дирижерским пультом и новый главный дирижер театра Алексей Кириченко. Но и это еще не все новости этого сезона».

«Актерский состав театра, – раскрывает секреты главный режиссер, – пополнился сразу четырьмя новыми молодыми вокалистами: взяли одного парня – студента Волгоградской консерватории и трех девушек, одна из которых уже окончила консерваторию в Нижнем Новгороде, а две другие еще учатся в наших вузах. Зрители увидят их в новом мюзикле композитора Кима Брейтбурга "Ромео и Джульетта", к постановке которого мы уже приступили, и в новогодней сказке для детей "У Емели – Новый год". Постепенно молодые вокалисты будут вводиться на роли в других спектаклях».

Действие оперетты «Баядера» переносит зрителей в Париж начала 20-х годов прошлого века, где в театре «Шатле» в образе индийской танцовщицы баядеры блистает звезда парижской сцены Одетта Даримонд. В нее и влюбляется советник иностранного посольства, загадочный восточный принц Раджами, роль которого в первых двух премьерных спектаклях поочередно исполняют Игорь Шумский и Алексей Гриченюк.
Главное достоинство «Баядеры», как и других шедевров Имре Кальмана, в числе которых оперетты «Марица», «Сильва», «Фиалка Монмартра», – великолепная музыка, в которой сливается воедино лиризм и напевность мелодий. Наряду с венгерскими национальными интонациями и восточными мотивами звучат джаз, ритмика вальса-бостона, фокстрот, шимми и другие современные автору танцевальные мелодии.

Именно музыка заставляет зрителей сопереживать романтической любви актрисы Одетты Даримонд и советника посольства Раджами, а также от души смеяться над каскадной комедийной троицей парижан – Мариэтты (арт. Яна Савельева), ее мужа – шоколадного фабриканта Луи-Филиппа (арт. Максим Сытин) и весельчака Наполеона Сен-Клоша (арт. Александр Куприн), у которых все проблемы решаются весело и задорно.

Сюжет «Баядеры» отчасти перекликается с «Сильвой». И там, и тут страстная любовь героя к звезде варьете, жениться на которой ему не позволяет его положение от рождения; помолвка и скорая размолвка жениха и невесты, а в финале – чудесное разрешение всех проблем и, конечно, брызги свадебного шампанского.

В новой постановке «Баядеры», которую осуществил Андрей Жданов, много танцев с восточными мотивами. Балетмейстер-постановщик Елена Щербакова мастерски вплела в ткань спектакля не забываемую давними поклонниками театра «Восточную сюиту» в хореографии бывшего главного балетмейстера сталинградской оперетты, заслуженного деятеля искусств РСФСР Константина Ставского.


В премьерном спектакле много красивых массовых сцен с развернутыми, поистине оперными хоровыми финалами, которые поставлены хормейстером театра – заслуженной артисткой России Татьяной Кузнецовой.


Художник-сценограф Алексей Михальчев, умеющий удивить публику своим мастерством, на сей раз, особо не мудрствуя, предложил лаконичную трансформацию декораций, которые без проблем превращают пространство сцены то в фойе парижского театра, то в зал посольского особняка, то в скромный привокзальный бар.

Особую красочность спектаклю, как всегда, придают костюмы героев, разработанные художником Ириной Елистратовой, и световое решение спектакля, созданное художником по свету Константином Трофимовым.

Старая добрая «Баядера» получила в нашем театре новую жизнь. Уже более века эта оперетта не сходит с подмостков многих театров мира, как и другие творения Имре Кальмана. Они ставились, ставятся и будут ставиться и после нас.

Поделиться в соцсетях:
нет

