«Длинные» и «короткие»
– Андрей Андреевич, а почему вообще цвет влияет на человека?
– Начнем с физики. Цвет – это волны электромагнитной энергии. Сначала их воспринимают наши глаза, а затем уже мозг. Сетчатка глаза состоит, как известно, из двух видов нервных окончаний: палочек и колбочек, которые преобразуют свет в нервные сигналы. У сетчатки есть зрительный пигмент родопсин, он поглощает световые волны, сетчатка глаза непрерывно преобразует свет в нервные сигналы. Как только информация поступает в мозг, у человека возникает цветовое ощущение. Длина световых волн может быть разной, и пигмент поглощает их с разной интенсивностью.
– И каждый цвет дает разное количество нервных импульсов?
– Совершенно верно, и по‑разному воздействует на человека, стимулируя разные участки головного мозга и гипофиза. Все это влияет на выработку гормонов, обмен веществ, сон, аппетит, возбуждение и эмоциональную стабильность, причем влияние это сильное. Наибольшее оказывают длинноволновые цвета, самый длинный – красный, он активизирует все функции организма, стимулируя нервные центры, а самый короткий цвет – синий, он успокаивает и притормаживает нервную систему, не случайно в психотерапии его используют для расслабления и спокойствия.
– Правда ли, что влияние цвета на здоровье людей изучает целая наука?
– Да, она называется цветотерапия, или хромотерапия, сегодня ее достижения очень востребованы. Концепция восприятия цвета ложится в основу исследований не только психологов, но и маркетологов, дизайнеров.
Самый безопасный
– Как это использовать на практике?
– Психологам и психиатрам любимый цвет человека может подсказать его характер и склонности, склад ума и психики. Используются цвета и в медицине. Исследования показали – некоторые из них имеют анестезирующий эффект. Участники эксперимента смотрели на разноцветные объекты, а потом их били щадящим разрядом тока.
Красный вызвал болезненные ощущения, синий и зеленый снижали уровень боли, лидер по анестезии – белый, а вот зеленый – самый гармоничный и наиболее безопасный, наравне с голубыми оттенками в зеленых тонах оформляются медицинские и детские образовательные учреждения.
– Неужели зеленый сигнал светофора выбрали тоже с учетом этих знаний?
– Безусловно. Зеленый позитивно воздействует на психику, поэтому разрешающий сигнал светофора выполнен именно в этом цвете. Зеленый воспринимается нашим мозгом как «всегда полезный». И этим пользуются кондитеры, выбирая именно зеленый краситель для десерта. А вот серый цвет – идеальный выбор для тех, кто хочет есть меньше, он напоминает об испорченной пище, поэтому для контроля аппетита можно купить себе серую тарелку, а вот красный – лидер по «аппетитности». Поэтому владельцы ресторанов любят добавлять его в интерьер.
– То есть цветовой маркетинг – большая польза для бизнеса?
– Именно! Ассоциации у потребителей срабатывают раньше, чем они успевают сообразить, зачем им десятый товар в тележке, когда пришли они за хлебом и черным чаем. Причем уловки маркетологов могут быть очень интересными. Скажем, логотип безвременно ушедшего из России в связи с последними событиями «Макдональдса» сделан в лучших традициях цветового маркетинга. Желтый на красном фоне привлекает внимание, наполняет энергией и пробуждает аппетит.
Для дома, для семьи
– Что из достижений цветотерапии может пригодиться для работы?
– Цвет – и это доказано! – влияет на наши работоспособность и концентрацию внимания. Поэтому идеальный офис – это нейтральный серый дизайн с яркими элементами красного, желтого или оранжевого. В окружении таких цветов сотрудники будут быстрее думать, меньше уставать, лучше запоминать и меньше грустить. Но нужна мера – обилие ярких деталей может раздражать. Зеленый или голубой для офиса тоже подойдут – они успокаивают и помогают сконцентрироваться.
– А для дома?
– Лучше природные цвета – синий, зеленый и серый, особенно в сочетании с белым и бежевым. Некоторые теплые оттенки тоже помогают достичь гармонии, в том числе пастельный розовый и приглушенный фиолетовый, а энергичный желтый наполнит энергией и заставит мыслить в позитивном ключе.
Как определить характер по любимому цвету?
Красный: цвет страстей, его любят люди волевые, властные, вспыльчивые.
Желтый: символизирует спокойствие, интеллигентность, если он любимый, то этот человек общительный, любопытный, смелый.
Синий: тот, кто его предпочитает, склонен к меланхолии и скромности.
Зеленый: цвет природы, человек, для которого он любимый, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения.
Любимый фиолетовый говорит об очень большой эмоциональности, чувствительности, деликатности, это цвет гармонично развитых людей.
Черный: считается, что черный – цвет неуверенности, мрачного восприятия жизни. Однако этот цвет – не всегда символ скорби и уныния. Очень часто он является символом строгости и сдержанности. И предпочитают черное люди скупые на чувства, солидные, надежные.
Белый: любовь к таким оттенкам отличает людей-перфекционистов, они склонны к минимализму, аккуратности и стремлению отгородиться от любых посторонних вмешательств.
Какой лечебный эффект имеют разные цвета?
Красный: оказывает возбуждающее действие на нервную систему, ускоряет все обменные процессы в организме, улучшает кровообращение и сердечную деятельность, повышает иммунитет. Но красный цвет нужно строго дозировать – злоупотребление им может вызвать перевозбуждение нервной системы, головную боль, покраснение глаз.
Оранжевый: имеет способность восстанавливать нервную и мышечную ткань, часто используется как тонизирующее средство.
Желтый: стимулирует зрение и нервную систему, активизирует умственные и логические способности, помогает при бессоннице, возбуждает аппетит.
Зеленый: нормализует работу сердечно-сосудистой системы, стабилизирует артериальное давление, эффективно его действие при головных болях, нарушении зрения.
Голубой: успокаивает, умиротворяет, нормализует давление и сердцебиение, снижает аппетит.
Фиолетовый: успокаивает нервную систему, нормализует сон, повышает работоспособность.
Белый: дает силу и энергию, выравнивает настроение.
Поделиться в соцсетях:
нет
Добавить комментарий