«Золотой стандарт» диагностики
– Алексей Анатольевич, так что же представляют собой эти тесты и в чем принципиальная разница между ними?
– ПЦР (полимеразная цепная реакция) – это разновидность молекулярно-генетического исследования, при котором в биоматериале выделяют определенный фрагмент нуклеиновой кислоты вируса-возбудителя. Но эти фрагменты – очень маленькие биологические объекты. Поэтому затем с помощью определенных манипуляций максимальное количество копий этих фрагментов нуклеиновой кислоты «достраивают», чтобы их количество соответствовало пороговой чувствительности метода и их можно было обнаружить.
Положительный результат ПЦР-исследования подтверждает наличие вируса в организме. У этого метода наибольшие чувствительность и специфичность, он может достоверно обнаружить даже самое минимальное количество вируса, попавшее в организм человека.
– А можно ли тогда верить экспресс-тестам?
– Это разновидность достаточно хорошо известных и отработанных иммунохроматографических тестов. У человека берется биоматериал для исследования, который соединяется с буферным раствором и вносится в ячейку тест-кассеты, где находится специальная мембрана, по которой движется этот раствор и на нее же нанесены антитела к вирусным антигенам.
Антитела – это специфические белки, образующие в результате попадания в наш организм генетически чужеродных человеку агентов – антигенов, например компонентов коронавируса.
Антитела и антиген должны подойти друг к другу, как ключ к замку, и создать комплекс «антитело-антиген». Если это происходит, то в определенной зоне кассеты появляется полоса, окрашенная специальным красителем, доступная для визуального определения.
– И все-таки: достоверны ли результаты экспресс-теста?
– Достаточно достоверны. Производители постоянно совершенствуют экспресс-тесты и стараются максимально приблизить их чувствительность и специфичность к ПЦР-тесту.
Главное – оперативность
– Большой плюс экспресс-тестирования – это, конечно, время исследования?
– Да, и это очень важный момент. В начале пандемии никто не мог точно представить масштабов заболеваемости. Поэтому первоначально делали акцент на увеличении мощностей ПЦР-лабораторий. В тот момент это было оправданно.
Затем наступил период, когда количество ежедневно выявляемых инфицированных и, соответственно, потребность в тестировании стали значительно превышать мощности действующих ПЦР-лабораторий. Это, кстати, не только волгоградская или российская ситуация, но и общемировая.
Также на рынке повысилась доступность экспресс-тестов. Поэтому было принято решение начать широкое использование экспресс-тестирования.
– Какие задачи решает экспресс-диагностика?
– Сразу две: снижает нагрузку на ПЦР-лаборатории и приближает диагностику к пациенту. У поликлиник появилась возможность непосредственно на дому у пациента брать его биоматериал на исследование и практически сразу определять у него наличие либо отсутствие COVID-19.
К тому же экспресс-тесты позволяют проводить тесты в поликлиниках, то есть создается более гибкая система медицинского реагирования.
– Сколько времени требуется на ПЦР-диагностику и экспресс-тест?
– Видите ли, ПЦР-диагностика представлена огромным спектром. Это десятки наименований тест-систем разных производителей с очень разной стоимостью. И один из факторов цены – время проведения исследования.
Если говорить про доступные в России тест-системы, то самая распространенная создана в Новосибирском ГНЦ вирусологии и биотехнологии «Вектор», она требует минимум шести часов от момента начала исследования до его завершения.
Есть и более «короткие» тест-системы, но все равно время исследования составляет не менее 1,5–2 часов.
– И это если лаборатория не загружена?
– Да, это ведь сложный вид исследования, требующий дорогостоящего оборудования. На сегодняшний день просто не существует таких ПЦР-технологий, которые позволяли бы нам за минуты получать результат. Иммунохроматографическое экспресс-тестирование проводится намного быстрее и укладывается в интервал от 15 до 30 минут.Это действительно экспресс-диагностика, у которой на сегодня по скорости нет альтернативы.
Поделиться в соцсетях:
нет
Добавить комментарий