«Волонтеры просвещения» вышли на замену волгоградским учителям

Волгоградская правда
Молодые специалисты с готовностью откликнулись на призыв помочь школам и выйти на замену заболевшим преподавателям, которые находятся в группе риска. Студенты из профильных вузов сформировали волонтерские бригады и отправились в школы обучать детей. Корреспонденты «Волгоградской правды.ру» выехали в одну из волжских средних школ, где активно начали проводить уроки студенты-волонтеры.

Помощь учителям

У шестого класса – урок истории. Ведет его студентка профильного вуза Виктория Цыганова. Девушка сама обучалась в этой школе и решила вернуться в родные пенаты: сначала волонтером, а потом – педагогом.

– Знаю, что многие учителя сейчас болеют, и мне захотелось помочь, набраться опыта в проведении уроков, – объясняет девушка. – У меня впереди практика, я волнуюсь. Работа с детьми – всегда непросто. Для меня сейчас хороший опыт, чтобы потом успешно пройти практику. Планирую работать по специальности.

Еще один волонтер Ирина Пустовая – студентка, которая учится в магистратуре профильного вуза. После получения диплома молодой специалист поняла, что надо нарабатывать педагогическую деятельность, захотелось развиваться в этой области.

– Мне позвонили и предложили поучаствовать в волонтерской программе, помочь школе, и я согласилась. На данном этапе у меня проходят консультации со старшими коллегами. Начну преподавать со следующей недели. Возьму пятые-седьмые классы, с ними справлюсь, – уверена будущий учитель русского языка. – Важно получить наставничество опытных коллег. Приходя в класс, нужно понять каждого ребенка, держать дисциплину, правильно провести урок. Без наставничества на первых порах – никуда.

Для молодых учителей подобная практика станет хорошим стартом в профессию, который поможет развить не только профессионализм начинающих педагогов, но и систему наставничества. Дополнительные меры по внедрению «волонтеров посвящения» в образовательный процесс направлены на защиту от угрозы заражения коронавирусом учителей старшего возраста, а также педагогов, которые страдают хроническими заболеваниями, чтобы их можно было заменить на время болезни.

Система наставничества

Елена Комиссарова – учитель русского и литературы, работает в этой школе 38 лет, с 1994 года, и оказывает методическую помощь волонтеру из вуза Елизавете Майфет.

– Елизавета Александровна будет вести у детей литературу, – рассказывает педагог. – Опыт у меня педагогический большой, есть что передать. Хочется, чтобы нашему поколению на смену пришли хорошие кадры. Связь между поколениями учителей очень нужна. Будущим учителям важно общаться с теми, у кого большой опыт. И нам полегче, взбодримся немного. Наблюдая за молодым волонтером, поняла, что у этого поколения уже свой взгляд на традиционные литературные произведения. И главное – ее понимают дети.

Сама Елизавета Майфет учится пока на третьем курсе профильного вуза. Сегодня у нее был первый «рабочий» день. Молодой педагог уверена, что у нее все получится, что учить детей – это ее призвание.

– Еще в девятом классе я поняла, что работа с детьми – это моя история, – делится девушка. – Ценю ту возможность, которую мне сейчас предоставили. Тот опыт, который необходим каждому, даже преодоление каких-то учебных задач. Когда приходишь в класс, видишь глаза детей, их скромное молчание, а нужно настраивать контакт, выводить их на диалог, важна логическая последовательность урока – это сложно, но в этот момент важно почувствовать детей, поймать с ними одну волну. И это делается сердцем!

Валентина Рода, директор школы, где активно внедряется система наставничества, пояснила, что принять участие в волонтерском движении заставила сама жизнь. «Волонтеры просвещения» только в этом году пришли к ним на помощь. Самой школе в этом году исполняется 30 лет.

Валентина Николаевна сама начинала свою профессиональную деятельность в стенах этого учреждения, и многие учителя также работают в этой школе с ее открытия.

– Возраст многих педагогов – 65+. Когда в сентябре начались серьезные события с пандемией и появились ограничительные меры для возрастных педагогов, мы сначала решили привлечь выпускников вузов, которые учатся на заочных отделениях, – объясняет директор школы. – Мы позвали их, и они начали преподавать в начальных классах. В октябре ситуация стала накаляться. 18 учителей у нас сейчас болеют или находятся на ограничительных мероприятиях. Чтобы не прерывать учебный процесс, мы решили участвовать в программе «Волонтеры просвещения». Очень довольны процессом. Планируем привлечь еще к себе студентов географов и биологов, так как есть в этом необходимость.

Сейчас в школе помогают проводить уроки восемь волонтеров, трое из них – выпускники этой же школы.

Волонтерство развивается

В Волгоградской области волонтерское движение имеет очень давние серьезные традиции, и каждый год в определенном отраслевом направлении происходит расширение. Несколько лет назад выделилась группа студентов-медиков, а сейчас – студенты педагогических вузов. Они-то и получили название «волонтеры просвещения». В зависимости от потребности общества меняются и их задачи – от вожатских программ в оздоровительных лагерях, работы со школьниками до замены учителя в классе в период пандемии.

– Наши студенты помогают решать какие-то разовые задачи по проведению мероприятий или заменяют педагога на тот срок, который потребуется, – говорит Лариса Савина, председатель комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области. – Уже очерчен круг ребят, которые готовы выйти на очный или дистанционный режим на помощь в школы.

По словам Ларисы Михайловны, сегодня волгоградские «волонтеры просвещения» помогают тем школьным коллективам, где нужно встать на замену. В современных условиях это еще и узаконено.

– В законе об образовании внесены соответствующие изменения, что студенты старших курсов педагогических вузов при определенных успехах могут работать в наших образовательных организациях. Для этого работодатель проводит с ними собеседование. Есть порядок Министерства просвещения РФ, – рассказывает Савина. – Поэтому сегодня помощь волонтеров просвещения – в двух руслах: волонтерство в виде разовой помощи и устройство на работу по договору на более длительный срок в случае отсутствия педагога.

Школьные педагогические коллективы на сегодняшний день нуждаются в обновлении. Изменения в законодательстве о студентах старших курсов, которые могут прийти и работать в школу, выстраивают очень хорошую линейку. Существует традиция «непрерывного педагогического образования» – ребята, которые прошли через специальные педагогические классы, идут на целевое обучение в педагогические вузы. Это говорит о том, что студенты, отучившись, возвращаются в свои школы. А там уже действуют институты наставничества – опыт, мудрость преподавателей не заменишь ничем. Идет наставничество и со стороны вуза. Все это позволяет молодому человеку прийти в профессию совершенно адаптированным, подготовленным, понимающим свои задачи, все процессы общеобразовательной школы, и остаться в профессии.

Работа студентов в школах только началась. Профильные вузы принимают заявки от образовательных учреждений и формируют базу «волонтеров просвещения».

Стоит отметить, что развитие системы образования является важной задачей, которая решается на региональном уровне. В Волгоградской области профессиональную подготовку педагогов-специалистов с высшим образованием можно получить в трех вузах. Помимо профильного вуза учителей также готовят пять колледжей – в Волгограде, Дубовке, Камышине, Жирновске и Михайловке.

нет

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях