Уточняя воспоминания
Николай Грибачев вспоминал:
«Мерз на первой, финской войне под Сортавалой, едва не погиб при обстреле с канонерок на мосту под Питкяранта – выполз из-под откоса, чтобы эти самые канонерки сфотографировать. Во время Отечественной войны погибли два брата – один, Александр, инженер танковой бригады, отличившийся еще на Хасане, –о нем в то время писала «Правда», – был убит в танке под Старой Руссой, второй, Василий, командир танковой роты, сгорел в танке же под Харьковом.
Я сам был командиром саперного батальона на Сталинградском фронте, в частности, обеспечивал переправу отступающих наших частей в июле 1942 года на мосту в станице Вешенской, а в августе того же года – форсирование нашими войсками Дона под Еланью».
Стоит уточнить. «Финская война» не была первой для Грибачева. В сентябре 1939 года он участвовал в качестве корреспондента, как принято сейчас называть, в «польском походе Красной Армии».
Его брат, майор Александр Грибачев, был командиром, начальником штаба, а затем заместителем командира 35-й танковой бригады. Погиб 8 марта 1942 года, посмертно награжден орденом Ленина. В ноябре 1942 года бригада была преобразована в 10-ю гвардейскую танковую бригаду.
Другой брат, Василий Грибачев, лейтенант, командир танка, погиб 13 мая все того же 1942 года.
Командир саперного батальона
7 июля 1941 года Николай Грибачев был призван в армию. Стал командиром саперного взвода – ведь еще в 1932 году он закончил гидромелиоративный техникум в селе Брасово. Воевал на Западном фронте, был ранен под Малоярославцем осенью 1941 года. После госпиталя учился на военно-инженерных курсах.
Затем получил назначение – сразу командиром 261-го отдельного саперного батальона вновь сформированной 197-й стрелковой дивизии. Эта дивизия участвовала в Сталинградской битве с 12 июля 1942-го по 3 января 1943 года, а в действующей армии без перерыва находилась до 11 мая 1945 года.
Конечно, боевой путь этой дивизии, ставшей 3 января 1943 года 59-й гвардейской, требует отдельного рассказа. Особенно ее летние бои в районе станицы Вешенской. За Сталинградскую битву Николай Грибачев был награжден орденом Красной Звезды, ему присвоили звание майора.
Из наградного листа:
«Под руководством капитана Грибачева Николая Матвеевича 261-й ОСБ в период с июля по ноябрь 1942 г. проделал исключительно большую работу по инженерному обеспечению всех мероприятий командования 197-й стрелковой дивизии.
Особенно большие заслуги командования батальона по инженерному обеспечению наступления с преодолением речной преграды 197-й с. д. и других частей армии. В последних боях 261-й ОСБ под руководством т. Грибачева показал большевистскую стойкость.
261-й ОСБ своей боевой работой заслужил хорошую славу в частях 197 с. д. Тов. Грибачев воспитал хороший батальон и сам лично проявил хорошие организаторские и боевые качества. Ходатайствую о награждении орденом Красная Звезда. Командир 197-й с. д. генерал-майор Запорожченко».
Вскоре Николай Грибачев пошел на повышение и стал дивизионным инженером – по-современному, начальником инженерной службы – в 197-й дивизии.
Возвращение в журналистику
Наверное, самое удивительное, но даже на фронте, командуя саперным батальоном, Николай Грибачев ухитрялся писать стихи. Окопная жизнь как-то к этому не располагает. Не только писал, но, как рассказывают его сослуживцы, читал свои стихи солдатам.
Весной, точнее, 30 апреля, 1943 года он был переведен в редакцию армейской газеты «Боевой товарищ» на должность писателя. Конечно, для майора Грибачева это было, с одной стороны, понижение в должности, а с другой – возвращение к литературному труду.
В редакции армейской газеты он оставался до конца войны, был контужен, награжден еще тремя орденами – Красного Знамени, Отечественной войны и Красной Звезды.
DNG