...Антон Павлович Чехов после поездки на Сахалин в 1890 году писал: «В какой бы дом я ни заходил, я везде видел на стене портрет о. Иоанна Кронштадтского. Это был пастырь и великий молитвенник, на которого были с надеждой обращены взоры всего народа».
Писатель не погрешил против истины – к тому времени многоустая молва о необыкновенном священнике Андреевского собора в Кронштадте, о чудесных исцелениях больных по его молитвам и его прозорливых предсказаниях распространилась по всей Российской империи и даже за ее пределы. Нескончаемым потоком приезжали в Кронштадт страждущие, чтобы услышать и увидеть о. Иоанна. Каждый день в его адрес приходило до тысячи писем и телеграмм. Люди искали у него утешения в горе, просили помощи в нужде или болезни, а многие хотели услышать именно от него ответы на свои насущные вопросы.
По сути его, протоиерея Ивана Ильича Сергиева, в народе считали святым при жизни и называли Иоанном Кронштадтским. И в этом почитании не было натяжки: он действительно с первых шагов своего пастырского пути показал себя неординарной личностью, став со временем беспримерным образцом служения Господу, подлинным православным подвижником, выдающимся общественным деятелем и просветителем.
Совершаемые им поездки по стране, особенно в конце XIX – начале XX века, становились огромным событием для верующих. Так было и во время посещения Царицына.
Благословление с борта парохода
Считается, что о. Иоанн был в Царицыне три раза. На самом деле в первый раз он в самом городе не был. Летом 1894 года Иоанн Кронштадтский совершил поездку от Ярославля вниз по Волге. 30 июня из Саратова пришла телеграмма: батюшка направляется в Царицын. Но прежде пароход сделал остановку в Дубовке.
Здесь о. Иоанна ждали: набережная была покрыта коврами, приготовили обед. Горожане выстроились согласно чину: градоначальник, купечество, торговцы, а беднота – в конце этой длинной очереди. Но встреча получилась совсем не такой, как ожидалось.
Иоанн Кронштадтский, спустившись с палубы, проигнорировал начальство, прошел по ул. Московской в самый конец толпы, к бедной многодетной вдове, протянул ей мешочек с деньгами, а затем вернулся на «Отважный», так и не сказав никому ни слова…
Ранним утром 1 июля массы народа заполнили берег около царицынской пристани конторы общества «Самолет». Около 10 часов «Отважный» пристал у Соляной пристани. К нему тут же направился пароходик «Черемис» с царицынской делегацией, в числе которой были городской голова А. М. Шлыков, председатель правления Дома трудолюбия В. Ф. Лапшин, священник Петр Строков и некоторые другие царицынцы. Они попросили о. Иоанна сойти на берег, но получили категорический отказ…
Горожане, впрочем, еще раз попытались уговорить батюшку сойти на берег. На этот раз на «Черемис» погрузились представители царицынского духовенства и дети, желающие получить благословение у кронштадтского подвижника. На пароходик принесли и лежащего практически без движения священника Иоанна Дроздова, бывшего регента архиерейского хора. В это время «Отважный» уже отчалил от пристани. Вскоре оба судна встретились, притормозили, делегация перебралась на пароход к о. Иоанну. Священник Дроздов был пересажен с немалым трудом, но Иоанн Кронштадтский сразу же подошел к нему, возложил на больного руки и помолился о его исцелении.
Благочинный Царицына протоиерей Андрей Флегматов снова обратился к о. Иоанну с просьбой посетить город, но тот ответил, что не может этого сделать. Кто?то из приехавших сказал, что в городе много больных, жаждущих исцеления. «Господь их исцелит. Нужно иметь веру и молиться с усердием», – таков был ответ батюшки.
Члены делегации на прощание подошли под благословение кронштадтского пастыря, он вручил им маленькие образки.
По пути в Астрахань
Второе посещение Царицына Иоанном Кронштадтским состоялось в начале октября 1901 года. Он тогда отправился в Астрахань. Поезд из Грязей прибыл в наш город ночь с 5 на 6 октября (по старому стилю). Для того чтобы путешествие не было для батюшки обременительным, астраханские купцы заказали для него спецвагон.
В Царицыне вагон отцепили и отправили через ст. Соляную к дебаркадеру «Общества по Волге» – дальнейший путь о. Иоанн должен был проделать на пароходе. В вагон к кронштадтскому пастырю вошли, в частности, городской голова Ф. С. Семенов, полицмейстер Н. В. Потоцкий, соборный протоиерей о. В. Д. Волковский, священник
о. С. И. Кузьмин. Отец Иоанн пообещал, что на обратном пути обязательно приедет в наш город и отслужит обедню в Успенском соборе.
В три часа ночи пароход «Императрица Александра» отбыл на юг. А уже вечером 8 октября на небольшом пароходе «Ловец» Иоанн Кронштадтский отправился из Астрахани в обратную дорогу.
Сразу выяснилось, что «Ловец» прибудет в Царицын не раньше часа дня 10 октября. Отец Иоанн этим известием обеспокоился, сказав управляющему рыбными и тюленьими промыслами Д. Ф. Хомутову, что обещал в этот день отслужить обедню в царицынском соборе, и ему было бы прискорбно не сдержать слова. Тогда Д. Ф. Хомутов около Петропавловки почти в полночь остановил более быстроходный пароход «Некрасов», на который о. Иоанн и перебрался.
Царицынские встречи
«Некрасов» прибыл к царицынской пристани в три часа ночи 10 октября. Ночевал батюшка на квартире соборного протоиерея, а в восемь часов утра уже вместе с о. Владимиром (Волковским) и другими священниками служил в Успенском соборе утреню и обедню. Он сам читал канон, как это всегда делал в Кронштадтском соборе.
– Собор был переполнен молящимися, – рассказывает пресс-секретарь Волгоградской епархии, краевед Сергей Иванов. – Отец Иоанн произнес проповедь на тему читаемого в тот день отрывка из Евангелия об укрощении Господом бури. Обращаясь к горожанам, он, кстати, рассказал, что несколько лет назад из?за большой жары в июле ему не довелось побывать в самом городе, но теперь Господь привел его служить в этом храме. Верующие ловили каждое слово пастыря, некоторые рыдали от радости и умиления.
После богослужения о. Иоанн побывал в домах царицынских священников – протоиерея о. Волконского, о. Симеона (Кузьмина) и о. Алексея (Лебедева). В одном из дворов к нему подвели женщину, страдающую падучей. Батюшка несколько раз благословил ее, прижал ее голову к груди, помолился, восклицая: «Изыди! Изыди!» Потом он велел ей перекреститься, что несчастной женщине после нескольких безуспешных попыток все же удалось. Она ушла со двора заметно успокоенная.
Около 12 часов дня о. Иоанн с протоиереем о. Владимиром отправились в Мариинскую женскую гимназию (здание ее сохранилось до наших дней). Здесь кронштадтский батюшка сказал краткое пастырское слово, в котором призвал гимназисток прилежно учиться, блюсти в чистоте свою душу. Он благословил всех собравшихся.
Затем было посещение приюта. Иоанна Кронштадтского встретили хлебом-солью. Хор воспитанниц спел молитву «Достойно есть». Батюшка благословил присутствующих. Перед ним на колени упали жених и невеста Серебряковы, которые получили от всероссийского пастыря благословение на брак. В актовом зале приюта священник о. Арсений (Соколов) отслужил молебен с водосвятием, о. Иоанн надел на него свою епитрахиль.
– Городское руководство в честь кронштадтского протоиерея дало обед, но и во время него отец Иоанн продолжал свое пастырское служение, – продолжает свой рассказ Сергей Иванов. – К нему приводили больных, которых он благословлял и молился над ними. Так, родные с большим трудом ввели женщину, которую корчило и ломало, она билась и кричала. Отец Иоанн обнял ее, поцеловал, прошептал ей на ухо какие?то слова, после которых женщина заметно успокоилась, перестала издавать страшные звуки. Батюшка благословил хлеб, смочил его вином, откусил и дал оставшийся кусочек женщине. Она проглотила хлеб, выпила из чашки о. Иоанна немного вина и вдруг стала вся багровая. Женщина перекрестилась, после чего батюшка сказал ей громко: «Иди, ты исцелена!» Твердой походкой она подошла к иконам, сделал три земных поклона, поцеловала иконы и удалилась.
После обеда кронштадтского пастыря пригласили в дома горожан. Всюду батюшка служил молебны. За экипажем, перевозившим о. Иоанна по Царицыну, следовало много народа, он всех благословлял, каждому дарил добрый взгляд и ласковое слово. В доме вдовы Масловой было много детей, которые получили благословение от батюшки. Среди них были горбатая девочка и глухой мальчик, на которых пастырь взирал с особой добротой.
На ночлег о. Иоанн остановился у купца К. Я. Иванова. Утром его пришли провожать на вокзал староста Скорбященской церкви купец А. Н. Серебряков, много горожан. Как сообщали местные газеты, проводы прошли «чинно и в полном порядке»…
***
…Сто с лишним лет прошло с тех пор, как Иоанн Кронштадтский побывал в Цариныне. Всякое случалось за этот век. И многое из того, что произошло со страной, предвидел праведник. Он ясно видел и своими страстными проповедями предупреждал всех о грядущих бедах – и о смуте первой русской революции, и о Первой мировой войне, и об Октябрьском перевороте, крушении Российской империи и безмерных бедах и муках православных…
В 1907 году Иоанн Кронштадтский писал: «А теперь исчезла правда, и повсюду неправда… Чего ожидать впереди, если будет продолжаться такое безверие, такая испорченность нравов, такое безначалие? Снова ли приходить на землю Христу? Снова ли распинаться и умирать за нас? Нет, полно глумиться над Богом, полно попирать Его святые законы!» И вместе с тем Иаонн Кронштадтский непоколебимо верил в великий спасительный и очистительный талант православной веры, в то, что именно она и поможет России и ее народу преодолеть все препятствия. Об этом он, без сомнения, до сих пор горячо молит Господа Бога.
А в Волгограде с начала 90?х действует церковь св. пр. Иоанна Кронштадтского, рядом с ней возведен красавец собор в его честь – осталось в нем провести внутреннюю отделку. И этот храм, конечно, не будет пустовать: к нему, всероссийскому пастырю, его иконам, по?прежнему нескончаем людской поток. Он – святой нашего времени.
Фото www.k-istine.ru, roskazna.ru