Всё путём: как волгоградские буддисты следуют дорогами Дхармы

  • Всё путём: как волгоградские буддисты следуют дорогами Дхармы
  • Всё путём: как волгоградские буддисты следуют дорогами Дхармы
  • Всё путём: как волгоградские буддисты следуют дорогами Дхармы
  • Всё путём: как волгоградские буддисты следуют дорогами Дхармы
  • Всё путём: как волгоградские буддисты следуют дорогами Дхармы
  • Всё путём: как волгоградские буддисты следуют дорогами Дхармы
  • Всё путём: как волгоградские буддисты следуют дорогами Дхармы
  • Всё путём: как волгоградские буддисты следуют дорогами Дхармы
  • Всё путём: как волгоградские буддисты следуют дорогами Дхармы

«Волгоградская правда.ру» публикует продолжение очерка о первой в Волгограде буддийской общине – Центре Алмазного Пути традиции Карма Кагью. Как волгоградские буддисты относятся к пошлым шуткам и романам Пелевина, обязательно ли для Просветления становиться вегетарианцем и можно ли буддистам заниматься сексом до брака? Обо всем этом они честно рассказали нашему корреспонденту.

Почему волгоградские буддисты не заводят «политические связи»?

Политики волгоградские буддисты сторонятся. В 90-е годы в центр приходили представители разных партий и кандидатов, предлагали деньги и помощь за определенное содействие. Но всем корректно отказывали. Сейчас уже никто и не приходит — «буддийский электорат» в Волгограде невелик, да и непонятно, как с ним работать.

Не случайно буддизм не включен в проект обязательного для всех вузов курса теологии – он сейчас активно обсуждается в Минобразовании. Сами буддисты к этому вопросу равнодушны и поясняют: «Уже в названии курса заложена идея Теоса, а у нас ее принципиально нет». Поэтому будет странно, если после лекций представителей авраамических религий перед студентами выступит лама и скажет: «Ребята! Бога нет, души нет, есть только сознание, и мы знаем, как с ним работать!».

На фото: лекция в буддийской общине Волгограда.

Но это не значит, что центр Карма Кагью закрыт от контактов с властью и не участвует в культурных и образовательных программах, говорит Александр Дудкин. Волгоградские буддисты читали лекции в госуниверситете и проводили в институте повышения квалификации курсы по «Основам буддистской культуры» в рамках ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики в школьной программе). Их семинары прошли около 200 преподавателей общеобразовательных школ нашего региона.

Ученые и педагоги Российской Ассоциации Буддистов Алмазного Пути Традиции Карма Кагью совместно с буддологами и востоковедами издали большое количество книг, подготовили множество учебных и методических пособий, а также видеоматериалы – по заказу Российской Академии Наук.

«Если наука докажет ошибочность постулатов буддизма, буддизм должен будет измениться»

– этот тезис Далай-ламы XIV не заигрывание с интеллектуалами, говорят буддисты. На Западе физики, нейробиологи и философы в рамках своих научных исследований активно взаимодействуют с представителями различных школ Дхармы.

Аполитичность же буддистов не равна анархизму – на выборы они ходят и голосуют. Но когда спрашиваешь: «За кого?», отшучиваются – «Это вопрос интимный!».

Шутки здесь звучат постоянно, причем некоторые из них бывают в формате «Comedy Club» – почти на грани, но не грубые. Духовный учитель волгоградских буддистов Лама Оле Нидал в общении человек простой и веселый. Это сказывается в целом на стиле всей школы – здесь стараются общаться без лишнего пафоса и сложных терминов.

Про Маркса, Илюмжинова и Конституцию РФ

Рассказывая о жизни своего ламы, члены центра Карго Кагью приводят примеры: кофе он предпочитает покупать за 2 евро, а не за 10. Яхты и дворца у него нет, а сбор денег проходит обычно только при продаже билетов на лекции. Причем весь доход со своих туров лама перечисляет на различные буддийские проекты, говорит Александр.

На фото: внизу - Лама Оле Нидал помогает строить ступу в поселке Танхой (Бурятия); вверху - одна из лекций.

Людям со стороны во всё это верится с трудом. Однако, многие ламы, действительно, критикуют «общество потребления» и капитализм в целом, указывая, что технический прогресс сам по себе, без этических и нравственных ориентиров, убивает планету, сводя всё к бездумному перерасходу ресурсов ради маркетинговых показателей.

«Настоящий буддист только наполовину буддист, а на оставшуюся половину – марксист», – сказал все тот же Далай-лама.

Но в Карма Кагью стараются не привязываться к идеологическим ярлыкам и говорят: «Это не марксизм, а здравый смысл». При этом с областными и городскими властями общение у них всегда выстраивалось легко. Александр вспоминает:

– Как-то на одном из совещаний меня спросили: «Что у вас за религия такая странная, даже единой, главной священной книги нет!». Я ответил: «Почему же нет? Наша главная книга – Конституция Российской Федерации!».

Он утверждает, что буддисты стараются ничего не просить у власти и делают всё своими силами. Когда в 90-е годы делегация Российской Ассоциации Карма Кагью впервые приехала в Калмыкию на встречу с главой республики Кирсаном Илюмжиновым, он сразу же спросил: «Сколько надо денег?». И очень удивился, когда  ему ответили: «Денег не надо, просто нужна организационная помощь в наших мероприятиях».

«Очень редко ко мне приходят и не просят денег!» – рассмеялся Илюмжинов.

Его волгоградские буддисты называют своим другом и вспоминают, что Илюмжинов помогал восстанавливать «буддийскую инфраструктуру» не только Калмыкии, но и соседних регионов. Хурулы, ступы – за советские годы было уничтожено почти всё, остались только руины.

Впрочем, в самой Калмыкии отношение к Илюмжинову неоднозначное даже среди буддистов.

Никуда не торопятся, поэтому всё успевают

Помещение своего центра в Волгограде буддисты построили сами, без финансовой помощи государства и сторонних спонсоров – это они называют своей принципиальной позицией. Хотя признают, что в 70-х годах Лама Оле Нидал на личные средства и помощь меценатов открыл несколько центров в Европе.

Но потом от этого пути было решено отказаться, потому что у людей не было ответственности за содержание и функционирование этих помещений. Строительство зданий центров именно силами членов общины – это одна из форм практики Дхармы, говорят буддисты, способ развития истинной щедрости, без ожидания чего-либо взамен.

С 1991 года буддийский центр в Волгограде находился в Красноармейском районе, под него арендовали комнаты в школах, домах культуры, детских садах. В 1995 году волгоградские буддисты заключили договор с музеем «Старая Сарепта» и разместились уже в помещении его Калмыцкого центра. За ним община следит до сих пор, хотя теперь у нее есть постоянное прибежище в ЦПКиО. Здесь буддисты своими силами достроили здание шахматного клуба.  

На фото: Лама Оле Нидал (слева) во время визита в Волгоград на стройке центра Карма Кагью в Волгограде, 90-е годы.

Начальным этапом стройки руководил профессиональный прораб, буддист. Инженерные сети монтировали и подключали лицензированные организации, но все основные работы выполняли члены центра – всего 30-40 человек. На стройку приезжали буддисты не только из России, но из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Затянулось все это на 15 лет – только в 2009 году в центре были созданы все условия для регулярного проведения медитаций. Однако официальное открытие прошло еще позже – 17 апреля 2015 года, и было приурочено к выставке буддийского искусства «Ступа Совершенной победы».

В ЦПКиО открылось здание площадью 350 м² с большим залом для медитаций на 100-150 человек, кафе и подсобными помещениями. Получился такой «дом друзей» как в мультике про Чебурашку.

– Мы строили-строили, и наконец, построили! Паркет покупали с рук по объявлению, но посмотрите — он настоящий, дубовый! – говорит Ирина Таранина. – Укладывать его к нам приезжал друг из центра Карма Кагью в Германии.

Развитые горизонтальные связи между общинами – особенность этой школы, а своим главным принципом волгоградские буддисты называют меритократию: коллектив направляют в повседневных делах центра те, кто делает для него, в силу текущих условий, больше остальных. Если центру что-то нужно – просят помощи, в первую очередь, у членов общины.

Заступники за мир

Так же неспешно строилась в Волгограде и ступа – первое в нашем городе каноническое сооружение, связанное с буддизмом. Это важнейший символ Просветления и зрелости Сангхи – буддийской общины.

На фото: строительство Ступы Просветления в Волгограде.

– Мы шли к этому 25 лет. Даже если есть деньги для строительства ступы, возвести ее очень непросто, – пояснил Александр. 

Волгоградские буддисты говорят, что их ступа в архитектурной форме воплощает буддийские идеалы: мир, счастье, любовь и сочувствие ко всем живым существам. Они считают, что Сталинграду всё это особенно необходимо.

В июле 2018 года под руководством опытного тибетского мастера ламы Джампы были построены Ступы Просветления в Краснодаре и Волгограде. В городе-герое инаугурацию провел высокий Лама Джигме Ринпоче, который руководит центром практики и изучения буддизма во Франции и является официальным представителем Его Святейшества Гьялвы Кармапы XVII Тринле Тхае Дордже – одного из глав тибетского буддизма Карма Кагью.

На фото: по русской традиции Ламу Джигме Ринпоче встречали хлебом-солью.

Ступу Просветления в Волгограде посвятили памяти погибших во время Великой Отечественной войны, а также счастью и благополучию жителей Волгограда и Волгоградской области. В нее были заложены символы богатства, которые не представляют особой материальной ценности, но для людей, практикующих буддизм, являются сокровищами.

В «камерах» монумента находятся просветляющие тексты, мантры и буддийские реликвии. Это Ганджур (или Кангьюр – собрание 84 тысяч поучений Будды в 108 томах на тибетском языке), цаца (рельефные изображения из гипса) и другие предметы: земля из различных мест паломничества, связанных с великими буддийскими учителями; пряности, лекарственные травы, можжевеловая пудра, лепестки цветов, кусочки ценных и красивых тканей.

При строительстве Ступы в Волгограде буддистам помогли региональные власти и общественные организации.

– Это был тот редкий случай, когда мы все-таки обратились за помощью, – говорит Александр. – К тому же строительство буддийской ступы должно было вписываться в концепцию развития ЦПКиО, и мы соответствовали этому. Но в целом это была даже не просьба о помощи, а приглашение поучаствовать с нами в большом празднике.

О вегетарианстве, алкоголе и Пелевине

С буддийскими школами в Калмыкии и Бурятии у Карма Кагью отличные отношения, хотя медитации и практики у них разные – последователи одной традиции не приходят на «занятия» другой.

Лама Оле Нидал уже 28 лет подряд каждую зиму привозит в Россию большие делегации иностранцев, показывая им хурулы Калмыкии, дацаны Бурятии и озеро Байкал. Буддисты говорят, что в каком-то смысле Лама «работает на имидж России», потому что привозит к нам людей со всего мира, а в своих турах в других странах часто говорит: «Поезжайте и посмотрите настоящую Россию!».

На фото: Лама Оле Нидал (вверху крайний слева) во время визита в Красноярск в 2017 году.

Именно продажа билетов на лекции Ламы и средства от проведения буддийских курсов позволяют строить и поддерживать общины Карма Кагью, говорит президент волгоградского центра Ольга Осипова. По ее словам, это дает возможность отказаться от сбора обязательных пожертвований – прийти в центры Карма Кагью на занятия может любой человек и совершенно бесплатно. Хотя многие новые посетители задают вопросы вроде «Сколько стоят ваши медитации?», что буддистов очень веселит.

Предварительных «испытаний» и церемоний посвящения в традиции Карма Кагью нет. Куришь ты или нет, трезвенник или можешь немного выпить, веган или мясоед – буддисты этой школы не ставят строгих условий. Однако непосредственно в центрах практикующие не употребляют алкоголь, даже на праздники, – это совет Ламы Оле Нидала.

– Запретов нет, потому что они лишние. Человек не должен бояться наказания, у него не должно быть страха. Каждый решает всё сам для себя, – поясняет Ольга. – Например, у нас почти все «новые люди» после практических занятий медитацией бросают курить, хотя их никто к этому не принуждал. Что касается мяса, то здесь важно действие. Буддист никогда сам не убьет живое существо и не будет их эксплуатировать ради наживы. Но если мы покупаем мясо в магазине или на рынке, то мысленно благодарим животное за то, что оно дало нам силы для жизни. И это в большинстве своем не тот случай, когда «спрос рождает предложение»: если у животных сильна карма быть убитыми, они все равно погибнут.

Буддизм призывает к здравому смыслу и гармонии, поясняет Александр.

– Мы работаем со своим сознанием, а оно тесно связано с телом. Значит, его надо поддерживать в хорошей форме. В теплой Индии можно ограничить потребление мяса, а в нашем климате это не всегда уместная идея. Но, разумеется, избыток мяса не полезен – и для человека, и в целом для экологии. Мы все грамотные люди и знаем, как сохранить здоровье.

Обеты у волгоградских буддистов установлены, но если у монахов их 256, у монахинь 365 (считается, что женщины имеют больше возможностей не только соблазниться, но и соблазнить), то мирянам Будда дал только десять правил для тела, речи и ума. Они перекликаются с заповедями других религий: не убивай, не укради и так далее.

Отличие разве что в более свободном отношении к добрачному сексу – этот обет формулируется примерно как «Запрещено неправильное поведение в половых отношениях». Если речь идет о совершеннолетних партнерах и все у них происходит при обоюдном согласии, к таким отношениям в буддизме относятся спокойно, поясняет Александр.

В России около 100 центров и медитационных групп Карма Кагью, а в целом по миру их около 700. В Волгограде Лама Оле Нидал не был с 2009 года, ему уже трудно объехать все общины в России. Сейчас на стенде в волгоградском центре можно увидеть распечатку электронных писем духовного учителя – в них он обычно призывает учеников бороться со своим эго.

За 20 лет регулярных поездок лекции Ламы Оле в Волгограде прослушали десятки тысяч человек, однако постоянно практикующих буддистов у нас около 100 человек, и это количество стабильно с 1991 года.

– Нередко люди просто переезжают из города в город, – поясняет Ольга. – Практиковать остаются немногие, гораздо больше тех, кто просто интересуется буддизмом, востоковедением, историей и приходит к нам с вопросами. Например, художникам интересны мандалы (символические изображения Вселенной и различных миров – Прим. ред.). Мотивация у всех разная.

Буддизм как большой пирог, каждый в нем может найти свой слой, говорит Александр. Но полностью «пропитать» им жизнь, сделать Дхарму своей путеводной звездой могут не все.

– Вокруг людей сейчас очень много отвлекающих факторов и развлечений, – считает Ольга. – Они предполагают максимальное погружение сознания во внешнюю, материальную среду. Этот постоянный информационный шум мешает концентрации, поэтому людей захлестывают бесполезные желания. А медитация, напротив, предполагает максимальное отстранение от всего этого. Многим очень трудно принять такой образ жизни.

– Только не надо думать, что мы отрицаем материальное благополучие. Это слишком упрощенное восприятие буддизма, – предупреждает Александр. – Мы не аскеты, у нас есть все необходимое для жизни. Но мы против привязанности к вещам и не позволяем им встать над нами. Все должно быть обосновано разумными потребностями.

Ольга отмечает, что по сравнению с 90-ми годами сейчас люди приходят в центр подготовленными – они уже сделали свой выбор и осознанно приходят изучать буддизм. В этом она видит положительную роль Интернета.

«Мы видим не мир, а свои представления о нем»

- говорит Лама Оле, что созвучно большинству произведений «русского народного буддийского писателя» Виктора Пелевина. Молодые буддисты, конечно же, его почитывают и обсуждают между собой. В основном – с некоторым недоумением, критически. 

– Пелевин хорош для тех, кто интересуется некой абстрактной философией, а у нас все внимание сконцентрировано на практике, – поясняет Елена Ситникова, в прошлом – журналист волгоградской газеты «МиГ».

Состав волгоградской общины буддистов очень разный. Самая крупная профессиональная группа – педагоги, их здесь более 10 человек. Остальные – представители совершенно различных социальных слоев и профессий: медработники, менеджеры, психологи, музыканты, рабочие.

– В 90-х годах большинство нашей общины составляла интеллигенция и люди с высшим образованием, но сейчас главный признак – внутренняя зрелость и избыток внутренней радости, которой человек хочет поделиться с другими, – говорит Александр.

Традиции проповедничества ни в школе Карма Кагью, ни в буддизме в целом нет. Считается, что человек должен сам выбрать свой путь и прийти к познанию Дхармы.

– У нас нет «религиозного маркетинга», мы не ходим по улицам в костюмах и не спрашиваем каждого встречного «Не хотите ли поговорить о Будде?» – объясняет Александр. – Зачем нам привлекать в свой центр огромные массы людей, ведь большинство из них придет с завышенными или ложными ожиданиями?.. Собирать с них пожертвования или «членские взносы», делать на этом бизнес – это не про нас.

Отвечая на вопрос, так что же такое буддизм – религия, философия или психология, волгоградские буддисты сказали: «Это и религия, и философия, и психология». И вспомнили слова духовного главы традиции Карма Кагью Кармапы ХVII: «У каждого свой буддизм».

Первую часть нашего рассказа о становлении буддийской общины в Волгограде читайте здесь.

Мнение эксперта

Буддисты – не мечтательные философы, а воины и практики

Кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Баатр Китинов:

- Я более чем уверен, что в Волгограде есть еще общины Гелук, Сакья и Ньигма, только они небольшие и не на виду. Да, есть разные мнения о сути буддизма, а сам Будда сказал о нем так: «Как море имеет один вкус – вкус соли, так и мое Учение имеет лишь один вкус – вкус Освобождения». Кстати, буддизм – слово западного корня (коммунИЗМ, либералИЗМ…), а в Индии учение Будды называли Дхармой – учением, основой, атомом.

Не все знают, что Будда из касты военных и получил, как бы сейчас сказали, высшее военное образование, то есть был офицером. И отзвуки этого воспитания можно найти в его учении.

Да, оно против насилия, поскольку Будда как никто другой осознавал всю пагубность войн и насилия. Но он говорил: ударили по одной щеке – вторую не подставляй. Буддизм допускает борьбу с насилием и несправедливостью, и методы этой борьбы выбираются исходя из конкретной ситуации.

нет

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях