За други своя

За други своя
Сегодняшний гость "Благовеста" - иерей Георгий Лазарев, настоятель храма Всех Святых на Мамаевом кургане, благочинный войскового и полицейского душепопечительства Волгоградской епархии.

Главными темами беседы с ним стали патриотизм и патриотическое воспитание молодежи.

Мы снова стали русскими

- Отец Георгий, общаясь с людьми, вы чувствуете, что взгляды поколения меняются?

– Да, Слава богу, что благодаря Президенту Российской Федерации и главнокомандующему нашими Вооруженными силами Владимиру Владимировичу Путину слово «патриотизм» в России из не так давно ругательного и стыдливого вновь стало звучать гордо. Слава богу, прошла эта яма безверия, пустоты в умах и сердцах молодежи, заливаемая пивом – «кто первым сбегает за «клинским».

- То есть, мы вернулись к истокам?

- Мы снова стали русскими, мы снова стали гордыми. Благодаря в том числе и тому, что Русская православная церковь способствовала этому. Она делала это во все времена – и в царское время, и во время советское, и особенно – в страшные для нашей Родины дни, когда фашистская Германия напала на нее. Первым, кто воссоздал слово Божие по защите своего Отечества, стала тогда Русская православная церковь. Она выступила с призывом местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия, будущего патриарха Всея Руси, ко всем гражданам Советского Союза встать на защиту своей Родины.

- А что, на ваш взгляд, подвигло его к этому поступку? Ведь, казалось бы, Русская православная церковь ущемлялась в то время властями…

– Патриотизм, любовь к Родине генетически связаны с русским народом с тех пор, как на Руси было принято христианство. Не случайно первые русские святые, Борис и Глеб, были воинами! Русская православная церковь всегда была омыта и освящена русскими святыми, выполнявшими одну из главных заповедей Господа Иисуса Христа – отдание души своей за други своя. Эти евангельские слова проходят сквозь всю, более чем тысячелетнюю историю Руси после принятия ей христианства.

Рванув рубаху на груди…

- Вера и воинство всегда были понятиями очень близкими...

– Вы знаете, меня очень волнует величайший подвиг нашего русского народа в годы первой отечественной войны 1812 года. Вы посмотрите удивительные кадры фильма Сергея Бондарчука «Война и мир», когда перед русскими войсками накануне битвы при Бородино несут образ Смоленской Божьей Матери! Солдаты на колени падали пред ней, но они молились Богу не о спасении их жизней, не о том, чтобы остаться живыми на поле брани – нет, они просили Господа о том, чтобы Святая Русь была освобождена от нашествия полчищ «двунадесяти языков», чтобы Бог ниспослал русскому воинству победу над наполеоновским войском! Посмотрите кадры, когда бородатые мужики снимают с себя верхнюю одежду и остаются лишь в белых рубашках и портах. Это ведь были простые крестьяне! Крестьяне, которые – кто с топором, кто с вилами – встали впереди русских войск, чтобы, как в деревенской драке, смешать французские войска, расстроить и разрушить их порядки до того момента, как они вступят в бой с обученным и хорошо вооруженным вой­ском светлейшего князя Кутузова.

- Ради чего они шли жертвовать своими жизнями?

- Ради Родины, и в этом – величайший подвиг русского народа того времени, его великий нравственный подвиг пред Господом Богом. И вот эта любовь к своей Родине, любовь к своей церкви и вере заложена в русский народ генетически. Ее не смогли вытравить даже при том, что к 40?м годам прошлого века Церкви в России практически не было, а было лишь поголовное истребление и обезглавливание ее. Земля во всех концах России освящена телами умерших, замученных священников, которые не отреклись от Господа Бога, а разделили вместе с ним его страдания, его Голгофу.

Мы защищаем друг друга

- В чем же, на ваш взгляд, это находит свое проявление в наше время?

– Сейчас, как и тогда, Русская православная церковь вновь встала на защиту человеческих нравственных ценностей. В том числе ценностей семьи, ценностей брачного союза между мужчиной и женщиной. Той семьи, о которой Господь Бог сказал свои прекрасные слова – «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут они одна плоть».

- Но вы ведь видите, что сегодня есть те, кто хочет рассорить людей разной веры, национальностей?

- Это силы ада, которые хотят вбить клинья между церковью и государством, между традиционными конфессиями России, которые за тысячелетие ни разу не подняли друг на друга оружие, руку. Я говорю про наших братьев – мусульман. Вы где?нибудь видели, чтобы русский поп дрался с мусульманским имамом?! Да в страшном сне такое не привидится! Я сам прошел через известные события в Чечне, а здесь, в Волгограде, 16 лет руковожу военным отделом епархии. Привозили, помню, в наш военный госпиталь ребят-чеченцев раненых, бывало, что без рук или без ног. Но я не отличал при этом, кто они – православные или же мусульмане, верующие или неверующие. В моих глазах все они были просто воинами, вставшими на защиту моего дома и нашей страны. И этот раненый мусульманский парень защищал не только свой аул, не только свой отдельно взятый Дагестан или Кабардино-Балкарию, но и мою семью, мой дом, всех жителей нашей России. Так же, как и православный парень, взяв в руки оружие и придя в армию России, защищает их дома, их мечети, их веру.

На братских могилах не ставят крестов

- Говорят, что только в России могилы времен вой­ны в народе называют братскими...

- В них лежат люди, отдавшие жизни за Родину. И неважно уже, кто были они – комсомольцы, партийцы, буддисты, ламаисты, православные… Там братья лежат. Кровь у всех этих людей одного цвета – красная. Как можно друг от друга разделять людей, проливших эту кровь за свою Родину?

- Братская могила защитников Сталинграда расположена прямо у входа в ваш храм Всех Святых. Надо думать, его прихожане прониклись особенным чувством ответственности перед героями?

– Как подтверждение – они обратились ко мне с удивительной просьбой. Скоро, на День Победы, по всей стране вновь соберется Бессмертный полк. И я обращаюсь ко всем, но особенно – к настоятелям храмов Волгоградской митрополии - давайте проведем в эти дни панихиды в память погибших. Почти у каждого прихожанина наших храмов на войне были отцы, деды, прадеды. Так пусть в рамках акции Бессмертного полка люди приходят в свои приходы с портретами погибших. Чтобы священники могли поименно назвать Господу Богу всех этих людей и чтобы они незримо были с нами. Это стало бы живым патриотизмом наших дней, проявлением живой связи Русской православной церкви с современной молодежью страны и с самим государством.

Фото автора.