Об этом рассказал волжский историк Андрей Клушин – в соавторстве с членом Царицынского генеалогического общества Игорем Бутковым он изучил уникальные документы из архива Астраханской епархии. Материалы легли в основу книги, которая выйдет в свет в этом году. «ВП» первой узнала содержание некоторых глав сборника «Забытые судьбы».
Уникальные документы
«Сенсацией» стала судьба приходских священников части Царевского и Черноярского уездов бывшей Астраханской епархии, на территории которых ныне расположены поселения от Волжского до Ахтубинска.
А началась эта удивительная история так. Член Царицынского генеалогического общества Игорь Бутков искал редкие документы в архиве в Астрахани и наткнулся на уникальные рукописи, которые имели отношение к селу Безродному, на месте которого сейчас стоит город Волжский. Поскольку Бутков не очень разбирался в письмах XIX века, он обратился за помощью к историку и писателю Андрею Клушину.
– Оказалось, что у нас в руках летописи священников 18 приходов Заволжья, – говорит ученый. – А в них – и местные легенды, и версии названий населенных пунктов.
После изучения документов историки сделали несколько откытий.
Когда основали Среднюю Ахтубу?
К примеру, откуда возникло имя волжского села «Погромное»? Есть две гипотезы. Первая: в половодье с шумом и грохотом вода со льдом заполняла местную пойму, отсюда и «погром». Вторая: рядом, действительно, была какая?то битва.
Кстати, в документах исследователи обнаружили и точную дату появления села Средняя Ахтуба – 1758 год. А ведь даже энциклопедия Волгоградской области и Википедия путаются насчет дня рождения этого населенного пункта.
Из Заволжья уехал в Японию
– Там же, в документах, был и список священников Заволжья, и краткая биографическая справка о каждом, – говорит Клушин. – Это навело нас на мысль проследить их судьбы вплоть до революции. И оказалось, что жили здесь очень необычные люди.
Некоторых потомков этих людей ученые нашли, по крупицам восстанавливая судьбу героев, живших на рубеже веков.
Один из них – Гавриил Чаев. По окончании Астраханской семинарии сначала работал учителем сельской школы в Рахинке, затем принял сан и сделался священником в городке Царев в Ленинском районе. А потом стал первым преподавателем основанной православной семинарии в Японии!
Как это получилось? Ученые узнали, что в какой?то момент Чаев оставил наш край, чтобы окончить курсы по миссионерству в Петербурге. В 1878 году он прибыл в Страну восходящего солнца. Выучил там японский язык и стал преподавать!
Принял сан и ушел на фронт
Не менее интересна личность еще одного священника села Рахинка – Иустина Васильковского. Будучи сыном приходского священника и родным братом нескольких священников, сам он становиться сельским батюшкой вовсе не жаждал.
Но глубоко уважал своего отца. Тот был врачом, самоотверженно боровшимся с эпидемиями холеры и тифа в Заволжье в середине XIX столетия, за что получил даже медаль императора России.
Решив получить профессию медика, Иустин отучился в Варшавском университете – Польша тогда, как известно, входила в состав Российской империи. Вернувшись домой, в 1912 году столкнулся с эпидемией холеры, особенно лютовавшей в районе Рахинки. И, видимо, спасая умирающих, стал свидетелем ряда необъяснимых случаев исцеления. После этого молодой человек резко меняет свое мировоззрение – когда эпидемия холеры в Заволжье была побеждена, Иустин Васильковский принял сан.
А в 1914?м, после вступления России в Первую мировую войну, волжский священник добровольно ушел на фронт. Стал полковым батюшкой, причем не отсиживался в штабах, а оказывал помощь солдатам и как врач, и как священник – прямо в окопах. Был несколько раз серьезно ранен, но выжил.
Интересно, что на войне Васильковский открыл в себе еще и музыкальный талант – он стал капельмейстером оркестра 166?го пехотного полка. Погиб волжский священник, как герой. В 1918 году он вместе со своим полком находился в Киеве и был расстрелян захватившими город петлюровцами.