На днях в Волгограде, как и многих других городах России, прошла акция протеста автомобилистов против повышения цен на бензин. Несколько сотен автомобилей с соответствующими стикерами проехали от площади Дзержинского до центра города. Таким образом волгоградцы демонстрировали свое возмущение медленным, но постоянным ростом цен на топливо, который, как известно, тянет за собой вообще все цены.
Надо сказать, правительство России еще в начале этого года озаботилось нестабильностью ситуации на бензиновом рынке. Разразившийся весной 2011 года во многих регионах страны дефицит бензина стал последней каплей, переполнившей чашу терпения россиян. Главной причиной кризиса эксперты назвали недостаток производства высокооктановых бензинов на внутреннем рынке, который стал следствием нежелания нефтяников заниматься модернизацией производства.
Тогда же премьер-министр России Владимир Путин напомнил, что государство не будет мириться с наращиванием нефтедобычи при отсутствии развития переработки. По мнению премьера, хорошим стимулом для нефтяников вкладываться в модернизацию производственных мощностей могут стать высокие экспортные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты с низкой добавленной стоимостью. После этого вышло соответствующее постановление правительства, которое существенно изменило систему налогообложения нефтяной отрасли в стране.
Так, с 1 октября 2011 года экспортные пошлины на темные нефтепродукты должны будут возрасти с 46,7% до 66%. В то же время пошлину на нефть предполагается понизить с 65 до 60%.
Эксперты восприняли эту новость двояко. Одни согласны с тем, что новые пошлины все-таки заставят нефтяников модернизировать нефтеперерабатывающие заводы и тем самым обеспечить россиян высокооктановыми бензинами по стабильным ценам. Однако вторые утверждают, что эти контрольные меры будут только стимулировать рост цен на бензин. Ведь нефтяники захотят чем-то компенсировать выпадающую прибыль от экспорта.
Так, по мнению председателя правления ассоциации пассажирских автотранспортников Волгограда Юрия Белоусова, результат этих мер предсказать сложно. С одной стороны, они очевидно направлены на стабилизацию цен на бензин в стране. Однако, с другой, опыт всех последних лет говорит об обратном.
– Рост цен на нефть автоматически приводит к росту цен на горюче-смазочные материалы, – считает Юрий Белоусов. – И даже когда баррель нефти на мировом рынке падает в два раза, цены на ГСМ у нас едва опускаются на 10%, максимум на 15%. Точно так же стал уже привычным рост цен на горючее в периоды осенне-весенних сельскохозяйственных работ. Сложно поверить и в то, что долгосрочные перспективы модернизации убедят нефтяников пожертвовать извлекаемой сегодня прибылью.
Один из организаторов акции протеста волгоградских автолюбителей – председатель совета Волгоградского областного отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Виталий Сахаров также сдержан в прогнозе перспектив новшества.
– Это достаточно серьезный шаг со стороны государства, – считает он. – Однако для того чтобы в корне изменить ситуацию с ценами на бензин в России, нужны и другие меры. Нужно искать инструменты, которые позволят выстраивать ценовую политику на всех этапах получения топлива – от добычи нефти до реализации конечных продуктов.
Если же принять во внимание отсутствие стабильности на мировых рынках в целом, то предсказать нефтяные перспективы страны и вовсе сложно. Ведь модернизация – дело не одного года, тогда как цена барреля нефти сегодня едва ли поддается сколько-нибудь точному прогнозированию.