"Зажиточно и культурно живут селяне...»

"Зажиточно и культурно живут селяне...»
В конце 50-х - начале 60-х годов в СССР начался отток молодежи из сельской местности в города.

Сложности с документами мало кого останавливали. Путей к получению паспорта (сельским жителям их не выдавали), к относительной свободе было немало.

Молодые уезжали не только для того, чтобы учиться. Уезжали не потому, что в деревне не работал клуб или библиотека, – они и в городе редко становились завсегдатаями библиотек. Молодежи было интереснее работать на заводе, а не в колхозе. Интереснее резать металл, а не грузить на ферме навоз. Вот здесь и была главная причина. Их отцов и дедов, помнивших еще доколхозную деревню, колхозный труд и быт устраивали, а детям это уже не нравилось.

Стирание граней между городом и деревней происходило куда медленней, чем хотелось власти. А молодые ждать не хотели. И власть решила сыграть на опережение. Иначе пахать и доить вскоре просто будет некому. «Волгоградская правда», как и все иные средства массовой информации, последовательно проводила курс партии.

«Молодежь остается в станице» – так называлась статья, опубликованная в «Волгоградке» в июне 1965 года. Колхоз «Заветы Ильича» в станице Добринской Урюпинского района утратил статус райцентра, отмечает автор публикации, но библиотека, клуб, предприятия торговли и бытового обслуживания остались на месте.

В качестве позитивного примера рассказывается о школьнике Валентине Белоусове, который, еще не получив среднего образования, пришел в бригаду, чтобы работать на тракторе. Еле уговорили упорного школяра вернуться за парту. После окончания школы Валентин стал колхозным стипендиатом, учится на инженерном факультете Волгоградского сельхозинститута. "Скоро он уже вернется в родной колхоз, как и еще трое выходцев из станицы, получающих стипендию от колхоза".

«Теперь отъезд из станицы юноши или девушки – праздничное событие, – пишет далее автор. – Потому что уезжают они или учиться, или в армию. Хотя и есть такие, что уезжают втихомолку. Уезжают, а потом возвращаются. Так случилось с чабаном

В. Семеновым. Уехал зарабатывать рубли, а нелегко они и в другом месте достаются. Вернулся через полгода в колхоз, просится опять на ферму работать, а место уже занято. Но таких очень мало».

В заметке «Любимый хутор» рассказывается о том, как многие курсанты, побывавшие в Суровикинском районе на практике, навсегда пускают корни в нем. А бывший беспризорник Анатолий Реуцкий, имевший судимость, и вовсе ушел в армию будучи уже ударником коммунистического труда.

«Я родился и вырос в селе Аксай Октябрьского района, – пишет в редакцию Николай Черноиванов. – И мне никогда и в голову не приходило уехать отсюда. И я вижу, как с каждым годом хорошеет родное село, жизнь становится интереснее. Строится школа, растут жилые дома, есть хороший сад, за которым ухаживают школьники. Мне кажется, что жить в родном селе и трудиться для его расцвета – большое счастье».

«В успехах колхоза немалая заслуга молодежи, – уверена почтальон села Терсы Еланского района Татьяна Жаркова. – Мало юношей и девушек уезжают из нашего района. После окончания школы они идут в бригады, на фермы и своим трудом приумножают богатство родного колхоза… А как выросли духовные запросы наших колхозников! Жители только трех улиц – Ленина, Садовой и Советской выписали 220 газет и 48 журналов. Учетчик тракторной бригады А. Голиков подписался на 43 рубля».

«Новое входит в жизнь села, – заключает Жаркова. – Постоянную прописку получили новые обряды. Торжественно регистрируется рождение детей, бракосочетание. Зажиточно и культурно живут сельчане. Но будут жить еще лучше. Порукой тому – ударный труд наших колхозников".