Жалобы на банки рассмотрит финансовый омбудсмен

Жалобы на банки рассмотрит финансовый омбудсмен
В России начинает работу финансовый омбудсмен – уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг. Граждане смогут бесплатно пожаловаться на банк, страховую компанию или МФО и получить обязательное к исполнению решение. По мнению экспертов, число нарушений на финансовом рынке может заметно снизиться уже через несколько лет.

3 сентября вступил в силу федеральный закон № 123 «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Документ вводит в стране институт финансового уполномоченного, который займется рассмотрением имущественных споров граждан с финансовыми организациями – банками, МФО, страховыми компаниями. Уже определена кандидатура главного финансового омбудсмена: им стал Юрий Воронин, советник главы Центробанка.

Новация этого закона в том, что омбудсмен будет решать именно имущественные споры. Сейчас судьбу денег гражданам приходится выяснять в суде. Часто человек не идет в суд только потому, что нужно составлять заявление, нанимать адвоката и платить госпошлину за рассмотрение иска в суде. А сам суд всегда неприятен и требует много нервов.

– В рамках нового закона помощь людям будет оказываться бесплатно на основании обращения, направленного, например, через МФЦ или через портал Госуслуг, – пояснил волгоградский юрист Сергей Николенко. – При этом гражданин сам сможет составить обращение, без строгой формы. 

Но сначала человек должен будет обратиться в саму финансовую организацию с претензией, отмечает юрист. Если ответ не удовлетворил, тогда гражданин может жаловаться уполномоченному. 

Прежде чем вынести решение, омбудсмен дает организации шанс еще раз договориться с клиентом. При отсутствии согласия сторон финансовый уполномоченный выносит решение в течение 15 рабочих дней, в случае необходимости проведения экспертизы – 25 дней. Организация исполняет решение в течение 10–30 дней после вступления его в силу.

Каждая из сторон может продолжить выяснение отношений в суде, но если суд, как и омбудсмен, встанет на сторону потребителя, он дополнительно взыщет с финансовой организации в пользу потребителя 50% от суммы удовлетворенной претензии.

– Цель закона – не заменить новым механизмом судебную систему, а за счет комплексного воздействия на финансовый рынок снизить число споров, в том числе судебных, и повысить доверие потребителей к финансовому рынку, – отметили в пресс-службе Отделения Волгоград Южного ГУ Банка России. – Как показывает международный опыт, через несколько лет после начала работы института уполномоченного количество споров может значительно снизиться.

По мнению представителей регулятора, закон заставит изменить отношение финансовых организаций к своим клиентам,  поскольку омбудсмен обязан будет раскрывать статистику споров. Кому понравится такая публичность? Сами организации будут мотивированы не доводить спор до рассмотрения его финансовым уполномоченным.

Исполнять решение омбудсмена компании начнут уже в следующем году. С 1 июня 2019 это будут страховые организации в части ОСАГО и других видов «моторных» страховок, а с 28 ноября 2019 года – все страховые компании по всем страховым продуктам, кроме ОМС. 

С 1 января 2020 года к исполнению решений присоединятся МФО, а с 1 января 2021 года – банки, КПК, ломбарды и НПФ. При этом добровольно присоединиться к системе финуполномоченных финансовые организации могут уже с 3 декабря текущего года.

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях