Женщина и море

Женщина и море
Волгоградка Юлия Завьялова семь лет служит на флоте капитаном дальнего плавания

Честно говоря, я в своей жизни даже водителя маршрутки – женщину видел пока лишь однажды. А тут мне посчастливилось пообщаться с представительницей прекрасного пола – капитаном дальнего плавания! Юлия Завьялова признается, что море – ее призвание, о нем она мечтала с детства. К слову, в России женщин столь редкой профессии по пальцам одной руки пересчитать. И одна из них живет в Волгограде.

Идущая по волнам

– Юлия, но как вас угораздило овладеть этой редкой даже для мужчин профессией?

– А я о ней мечтала с детства. Школьницей занималась в Волгоградском городском клубе юных моряков, хотела поступать в военно-морское училище, но тогда они для девушек были недоступны. Пришлось поступать в Волжскую академию водного транспорта на судоводительский факультет – туда женщин брали.

Два года после академии, в силу обстоятельств, работала штурманом на рыболовных судах – на Каспии, Азове и на Черном море. Позже продолжила работу на судах торгового флота в должностях второго и старшего помощников капитана.

Корабль – он тоже женщина…

– А как вы стали капитаном дальнего плавания?

– Пришлось потрудиться – так просто пароходы людям не дают. Я прошла дополнительный курс обучения, выдержала испытания квалификационной комиссии, которая присвоила мне звание капитана дальнего плавания. А вместе с ним я получила право быть капитаном морских торговых судов. Это было семь лет назад.

– Значит, к удивленным взглядам уже привыкли. А как вы относитесь к суевериям, что женщине на корабле не место?

– А вам известно, откуда взялось это поверье? Так считали англичане – нация морская, к кораблям у них всегда было трепетное отношение. Единственное слово женского рода в английском языке, кроме слов «женщина» или же «девочка», – это «корабль». И если какая?то другая женщина будет находиться на корабле, то, соответственно, корабль будет ревновать экипаж к ней, что к добру не приведет. В то же время Англия – одна из первых стран, где женщин стали принимать на службу даже на военно-морской флот.

Шесть путешествий «вокруг шарика»

– И куда, в какие регионы мира ходят ваши пароходы?

– У меня нет определенного района плаваний – куда направляют судовладельцы конкретное судно, туда мы и идем. И я работаю по всем морям и океанам – «вокруг шарика», как гласит жаргонное морское выражение. Шесть кругосветок у меня уже имеется. Не скрою, быть капитаном непросто. На мне организация процесса жизнеобеспечения судна, я отвечаю за безопасность людей. Навигационные вопросы, организация вахтенной службы – это уже априори. Поэтому при прохождении сложных районов (Панамский, Суэцкий канал) или при любой другой необходимости я постоянно нахожусь на мостике.

– Юлия, я заметил, что морские корабли вы называете пароходами. Но ведь пароходов нет давно уже на флоте…

– В жаргоне моряков любое судно и сегодня называют пароходом.

– А какие еще жаргонные словечки есть у современных моряков?

– На флоте есть какие?то слова, которые понятны только морякам, они употреб­ляются в каждо­дневном общении. Например, старшего механика называют только «дед», сколько бы лет ему не было. Очень часто немного сокращают географические названия – Роттер (Роттердам), Киль (Кильский канал). Также существуют и свои прозвища некоторых морских районов: Гнилой угол, например, – южная часть Северного моря.

Как посвящают в моряки

– Традиция бросать новичков за борт при пересечении экватора все еще жива?

– Это зависит от капитана судна. Помню, как?то по пути в Южную Африку на судне со смешанным экипажем мы пересекали экватор. Офицеры на корабле были голландцы, а рядовой состав – филиппинцы. У нас два практиканта проходили экватор впервые. Так вот, для них устроили натуральную пытку! Об их головы разбивали сырые куриные яйца, вынудили пролезть сквозь вентиляционную трубу, вымазанную изнутри солидолом. В конце концов их поставили на колени перед капитаном и заставили просить у него прощения за то, что они вообще здесь находятся…

Я видела тогда глаза этих несчастных парней. Поэтому, когда я начала работать капитаном, в подобных случаях старалась придерживаться только наших российских, советских традиций, даже если это были иностранные суда со смешанными экипажами.

Пираты XXI века

– Какие города планеты произвели на вас самое сильное впечатление?

– Знаете, у большинства людей есть такой стереотип, будто у моряков везде, куда они приходят, есть возможность погулять, даже уходить там в запои и гульбища. На самом деле флотская работа в наше время очень динамична – выгрузка судна идет 24 часа в сутки, без перерывов. Часто у моряков при этом даже нет времени просто

выйти в порт – не говоря уже о том, чтоб погулять по городу. Люди выматываются, и когда у них появляется возможность выбора – выйти в город или поспать, предпочитают обычно последнее. Но, конечно, при возможности посетить какой?либо порт я пользуюсь этим. Мне очень нравятся Шанхай, Сингапур, Гонконг…

– Юлия, а какие?то нештатные ситуации, ЧП имелись в вашей практике?

– Да, были. Однажды было возгорание, которое мы, слава Богу, быстро локализовали. Часто работаем в пиратских зонах. Это – одна сплошная нештатная ситуация на протяжении всего контракта.

Подготовка судна к прохождению такой пиратской зоны – это приведение его в состояние повышенной готовности к отражению атак. На моем судне есть специальная амуниция, также берем охранное сопровождение и следуем в военном конвое. Сам пароход по периметру, как и надстройка на нем, обматываются колючей проволокой. Все не основные входы в надстройку наглухо закрываются – вплоть до того, что завариваются. Капитанский мостик обкладывается со всех сторон мешками с песком. На судне оборудуется и так называемая цитадель, в которой в случае захвата корабля пиратами члены экипажа должны забаррикадироваться, – там есть средства связи, медикаменты, запасы воды и питания.

– И где эти пиратские зоны?

– Есть специальные карты, которые ежегодно переиздаются международной морской организацией ИМО, где выделяются места возможного нападения пиратов на суда. Но основные из них – это Малаккский пролив, что в районе Малайзии, а также зона у берегов Сомали. Есть также случаи нападения пиратов в Карибском бассейне. К слову, на днях было захвачено французское судно у берегов Нигерии…

О ней писали все газеты

Первая в мире женщина – капитан дальнего плавания родилась 26 февраля 1908 года на станции Океанская под Владивостоком. Ее звали Анна Щетинина. В 1935 году, когда 27?летняя Анна в должности капитана принимала в Гамбурге приобретенный Советским Союзом пароход «Чавыча», о ней писали все газеты мира. Как признавалась Анна Щетинина в многочисленных интервью, она пришла на флот не ради сиюминутной славы, не ради того, чтобы кому?то что?то доказать. Она пришла делать тяжелую работу, которая нравилась ей больше всего на свете.

В 1936 году «Чавыча» под командованием капитана Щетининой была зажата тяжелыми льдами Охотского моря. Критическая ситуация, с которой не каждый мужчина-капитан справится успешно. Капитан Щетинина справилась – через 11 суток «Чавыча» вырвалась из плена без существенных повреждений.

За образцовую работу во время рейсов в тяжелых условиях Охотского моря Анна Щетинина в том же 1936 году была отмечена орденом Трудового Красного Знамени. Анна Ивановна Щетинина заслужила уважение моряков всего мира, но только не чиновников родной страны. Удивительное дело, но первую женщину – капитана дальнего плавания в мире долго не удостаивали звания Героя Социалистического Труда. Справедливость восторжествовала в 1978 году, когда окольными путями наградное дело Анны Щетининой добралось до главы СССР Леонида Брежнева.