Воевала на именном танке
Екатерина Алексеевна Петлюк в Сталинграде была механиком-водителем именного легкого танка "Малютка", построенного на деньги детей Омска.
Маршал Советского Союза Иван Якубовский вспоминал: "Среди отличившихся в боях под Собакино, а их было немало, хочу назвать механика-водителя танка Екатерину Петлюк. Дело в том, что мужество мужчины - это, так сказать, явление вроде бы обычное. Мужчинам, как говорят, положено быть такими. Но когда ты видишь, что в ряду мужественных никому ни слова упрека не позволяет своим поведением сказать женщина, работающая на "мужской профессии", то это вдвойне, а вообще?то трудно измерить, во сколько крат, возвышает героизм человека. О нем говорят, что это - мужество особого порядка. Им, безусловно, обладала участница Сталинградской битвы Екатерина Петлюк, которая после войны, будучи занята самой мирной профессией, вручала в Одессе самым счастливым людям на свете - молодоженам путевки в большую и радостную жизнь. А тогда, в июле сорок третьего, я видел ее боевую машину в атаке".
В годы войны она была награждена орденом Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалью "За оборону Сталинграда". После битвы на Волге воевала на Курской дуге, освобождала Украину. Весной 1944 года ее направили на учебу в Ульяновское гвардейское танковое училище. Ее сокурсники занимались уже 17 месяцев, когда она туда прибыла. Но Петлюк опередила их и сдала экзамены на отлично.
После войны окончила юридический факультет университета, работала заведующей загсом Ленинского района, вышла замуж, родила сына. И, кстати, уже после войны узнала историю названия своего танка "Малютка".
Звания Героя удостоена через полвека
10 сентября 1942 года в 437?й ИАП, воевавший под Сталинградом, прибыла старший лейтенант Екатерина Буданова. 2 октября она в паре с Беляевой обнаружила группу из 12 немецких бомбардировщиков и атаковала, заставив их сбросить бомбы в степь. Тем самым была сорвана операция по бомбежке ст. Эльтон. 6 октября Буданова в одиночку атаковала группу из 13 бомбардировщиков Ю-88 и сбила один из них. Это была ее первая воздушная победа.
В этом полку Буданова познакомилась с Литвяк, и они стали лучшими подругами. В дальнейшем они всегда служили вместе, более того - по числу побед, одержанных в воздушных боях среди женщин-истребителей, Екатерина уступает только Лидии…
В середине ноября 1942 года в ожесточенных боях над Сталинградом Буданова уничтожила в группе два Me-109, а затем бомбардировщик Ю-88. В одном из боев ее ведущий Владимир Лавриненков подбил He-111, но и его машина тоже была повреждена, и Екатерина сопровождала почти неуправляемую машину до самой посадки.
В январе 1943 года Екатерина Буданова была переведена в 296?й ИАП. Командир полка Н. И. Баранов назначил ее своей ведомой. В одном из вылетов истребители обнаружили 19 бомбардировщиков Ю-88, летевших под прикрытием истребителей ФВ-190. Баранов вместе с Будановой атаковал истребители, приказав остальным бить бомбардировщики. В бою командир повредил один из немецких истребителей, а Буданова добила его.
23 февраля 1943 года Екатерина была награждена орденом Красной Звезды.
В июле 1943 года советские войска начали наступление на Донбасс. 19 июля Буданова была назначена в прикрытие группы Ил-2, направлявшихся на штурмовку в район реки Миус. Вблизи города Антрацита группа была атакована немецкими истребителями. В упорном бою с группой Me-109 Буданова была сбита. Ей удалось посадить самолет в поле, и подбежавшие местные жители вытащили летчицу из кабины. Буданова умерла от полученных ран, не приходя в сознание.
Ее представляли к награде "Герой Советского Союза", но девушка считалась пропавшей без вести. Звание ей присвоили только в 1993 году.
От Сталинграда до Балтики
587?й бомбардировочный авиаполк участвовал в завершающем этапе Сталинградской битвы. При перелете на фронт 4 января 1943 года, попав в сложные метеоусловия, погибла командир полка Герой Советского Союза М. М. Раскова.
По просьбе летчиц Наркомат обороны присвоил полку ее имя. Во временное исполнение обязанностей вступила командир 2?й эскадрильи старший лейтенант Е. Д. Тимофеева.
С 28 января по 1 февраля 1943 года полк наносил удары по оборонительным сооружениям, живой силе и огневым точкам врага в районе СТЗ. Летчицы сбросили на противника около 15 тонн бомбового груза.
Летчицы 587?го полка хорошо освоили пикирующие бомбардировщики Пе-2. От берегов Волги полк, став 125?м женским гвардейским бомбардировочным Борисовским полком им. Героя Советского Союза Марины Расковой, прошел до берегов Балтийского моря.
Историю этих отважных летчиц мы еще обязательно расскажем в "Сталинградке".
Подвиг без наград
В начале сентября 1942 года женское звено лейтенанта Клавдии Нечаевой было передано в состав 434?го истребительного авиационного полка. Полк был особый - собранный из лучших пилотов. Им командовал известный советский ас Иван Клещев, а "курировал" полк полковник Василий Сталин.
Клава Нечаева погибла в воздушном бою, защищая своего командира от вражеской атаки. 17 сентября 1942 года группа истребителей вылетела на очередное задание. Клавдия была ведомой у командира эскадрильи. Бой прошел успешно - было сбито четыре вражеских самолета.
Уже при посадке лишенный маневренности самолет командира подвергся нападению двух вражеских самолетов. Она приняла огонь на себя в районе Средней Ахтубы.
Живы очевидцы того боя, в котором погибла 26?летняя героиня. Наград у нее нет…
За "Сашку-сорванца" вступился сам Чуйков
Александра Митрофановна Ращупкина в какой?то мере повторила "опыт" девицы-кавалериста Надежды Дуровой. В 1942 году, после неоднократных просьб направить на фронт, где уже воевал ее муж, коротко подстригшись, в мужской одежде пришла в военкомат.
Воспользовавшись неразберихой, попала в число добровольцев под именем Александра Ращупкина. Солдат, которого в части прозвали Сашка-сорванец, воевал в 62?й армии генерала Василия Чуйкова. Ее тайна была раскрыта только в феврале 1945 года. Механик-водитель Ращупкин был контужен и тяжело ранен в бедро. Когда стали перевязывать, оказалось, что Сашка-сорванец - женщина.
В полку был скандал, но за отважного танкиста вступился сам командарм Чуйков. Наказания не последовало, а все документы переоформили на женское имя.
После войны Александра Митрофановна встретила мужа, переехала с ним в Куйбышев (ныне Самару), где прожила до 2010 года.
Позывной "Лилия"
В 1942 году в 586?й истребительный авиационный "женский" полк была зачислена Лидия Литвяк, которая впоследствии стала самой результативной летчицей Второй мировой войны. Первый боевой вылет она совершила в небе над Саратовом. В августе 1942 года в группе сбила немецкий бомбардировщик Ю-88.
В сентябре была переведена в 437?й истребительный авиационный полк под Сталинград. 13 сентября во втором боевом вылете сбила бомбардировщик Ю-88 и истребитель Me-109. Летчиком Me-109 оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста. 27 сентября в воздушном бою с дистанции 30 метров поразила Ю-88. Затем в паре с Раисой Беляевой сбила Me-109.
В это время на капоте самолета Лидии по ее просьбе была нарисована белая лилия, а Литвяк получила прозвище "Белая лилия Сталинграда", и "Лилия" стала ее радиопозывным.
Вскоре ее перевели в 9?й гвардейский истребительный авиационный полк - своеобразную сборную лучших летчиков, созданную для завоевания превосходства в воздухе. Во время службы в полку в конце декабря 1942 года Литвяк уничтожила неподалеку от своего аэродрома бомбардировщик Do-217. В конце 1942 года она была переведена в 296?й ИАП.
11 февраля 1943 года в воздушном бою сбила два самолета противника - лично Ю-88 и в группе ФВ-190. Вскоре в одном из боев самолет Литвяк был подбит, и она вынуждена была приземлиться на территории, занятой противником. Когда немецкие солдаты попытались взять ее в плен, один из летчиков-штурмовиков пришел к ней на помощь: огнем из пулеметов заставил немцев залечь, а сам приземлился и взял Литвяк на борт.
23 февраля Лидия Литвяк получила свою первую боевую награду - орден Красной Звезды. 22 марта в районе Ростова-на-Дону она участвовала в перехвате группы немецких бомбардировщиков. В ходе боя ей удалось сбить один самолет. Заметив шестерку Me-109, вступила с ними в неравный бой, давая своим боевым товарищам выполнить боевую задачу. В ходе боя была тяжело ранена, но сумела привести поврежденную машину на аэродром. После лечения была отправлена долечиваться домой, но через неделю снова была в полку.
5 мая 1943 года вылетела на сопровождение бомбардировщиков, в ходе боя сбила вражеский истребитель, еще один сбила через два дня. В конце мая Лидия сбила вражеский аэростат - корректировщик артиллерийского огня, который не могли сбить из?за сильного зенитного прикрытия. Она углубилась в тыл противника, а потом из глубины, зайдя против солнца, сбила аэростат. За эту победу она получила орден Красного Знамени.
В конце июля - начале августа 1943?го шли тяжелые бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс. Бои на земле сопровождались упорной борьбой за превосходство в воздухе.
1 августа Лидия Литвяк совершила четыре боевых вылета, в ходе которых сбила лично два самолета противника и один в группе. Из четвертого вылета она не вернулась.
Командование дивизии подготовило представление Лидии Литвяк к званию Героя Советского Союза, но прошли слухи, что летчица попала в немецкий плен, и представление было отложено (по другой версии, к званию Героя не могли быть представлены лица, пропавшие без вести). Ее останки были найдены только в 1979 году, звания Героя Советского Союза удостоена 5 мая 1990 года.
Фото topwar.ru