Женский день

Женский день
От революции и борьбы за права до выходного дня и цветов

Полвека назад Советский Союз стал единственной страной в мире, где 8 марта сделали нерабочим днем. Но эволюция праздника была долгой. Возник он как день борьбы за права женщин. 8 марта 1857 года в Нью-Йорке по Манхэттену прошли работницы швейных и обувных фабрик, протестуя против тяжелых условий труда и мизерной его оплаты. Через полвека, в марте 1908?го, в Нью-Йорке вновь состоялся 15?тысячный марш женщин. Они потребовали не цветов, а 10?часовой рабочий день и равную с мужчинами зарплату.

Против гендерных стереотипов

В 1909 году Социалистическая партия Америки объявила национальный женский день, который отмечался до 1913 года в последнее воскресенье февраля. В 1910 году на конференции женщин-социалисток в Копенгагене (проходила в августе) Клара Цеткин выступила с предложением о праздновании Международного женского дня, которое прозвучало как призыв ко всем женщинам мира включиться в борьбу за равноправие.

Через год первый такой день отмечался в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии 19 марта. В 1912 году - 12 мая. В 1914?м единственный раз женский день отмечался 8 марта сразу в Австрии, Дании, Германии, Нидерландах, России и Швейцарии. В тот год 8 марта выпало на воскресенье.

В России впервые этот праздник "отмечался" в Петербурге, в 1913 году, когда в здании Калашниковской хлебной биржи женщины потребовали права голоса, государственного обеспечения материнства, высказали недовольство дороговизной жизни. И не 8 марта это было, а 2-го.

Послушания в этот день от домочадцев мужского пола, конфет, цветов тогда не требовалось. А 23 февраля (8 марта н. ст.) 1917 года в Петрограде прошла массовая демонстрация женщин под лозунгом "Хлеба и мира", ставшая частью Февральской революции.

Коммунизм по-женски

Государственным праздником день 8 Марта стал с первых лет советской власти и назывался он поначалу "МКЖД", что в официальных документах означало "Международный коммунистический женский день". Именно тогда стало ясно, что какие?либо "гендерные стереотипы" новой власти чужды.

Иными словами, сложившиеся представления о том, как должны себя вести мужчины, а как женщины, в 20?30?е годы изменились и в городе, и на селе. Ибо женщин не стало. Разом вымерли, как мамонты. Осталась "трудящаяся женская масса". За "массой" ухаживать, цветы дарить - смысла нет. На смену угнетенной рабыне кухни и быта пришла Женщина - борец за светлое социалистическое будущее страны - идеал женщины, предложенный обществу партийными идеологами.

"Бытовой поход" и сплошная коллективизация

В Сталинграде в январе 1929 года вопрос о том, как отметить 8 Марта, обсуждался на совещании краевого отдела работниц и крестьянок. Начиная с 15 февраля по всем городам и районам давался старт "бытовому походу", в ходе которого должны были выявить "дефекты" и к 8 Марта в обязательном порядке устранить.

К этому дню были приурочены выдвижение женщин на руководящую работу, прием в ряды партии. В плане крайкома партии значился и такой пункт: "Поставить задачу поголовной ликвидации неграмотности среди работниц к 8 марта 1929 года".

В 1931 году в Руднянском районе для проведения дня 8 Марта была организована специальная кампания. Этот день стал еще одним этапом сплошной коллективизации, и потому на местах в районе были организованы 35 бригад из колхозниц "по смотру общественных базов скотных дворов и по вербовке в колхоз".

В результате "празднования" "объявили себя ударницами в подготовке к весенне-посевной кампании и коллективизации 45 женщин, завербовано в колхозы 78 хозяйств. Проведен конкурс на здорового ребенка по линии детской консультации. 5 человек премировано мануфактурой. Вступило в партию 4 женщины, организовано 18 детских яслей и 28 детских площадок".

В Кумылженском районе было все то же самое в соответствии со спущенной директивой. Кроме того, проведен слет женщин-колхозниц с участием единоличниц (всего - 175 человек) с повесткой дня: "Роль женщины в социалистическом строительстве". И так - по всей стране Советов.

Без слова "праздник"

В 1936 году райкомы ВКП(б) Сталинграда были обязаны к дню 8 Марта (который праздником в документах нигде не называется) организовывать в клубах, красных уголках "выставки-галереи порт­ретов лучших стахановок и активисток общественной работы". Планировалось "провести заседания пленумов райсоветов, на которых премировать лучших стахановок и ударниц".

День 8 Марта 1939 года проходил "под знаком подготовки к VIII съезду партии", и предполагалось, что весь советский народ будет отмечать день 8 Марта "как день торжества великих идей Маркса - Энгельса - Ленина о раскрепощении женщин". На торжественных заседаниях планировалось "премирование героинь социалистического труда, лучших представительниц советской интеллигенции…" Опять нет цветов…

А день 8 Марта 1941 года предполагалось провести "как массовую политическую кампанию, показав всемирно-историческое значение освобождения трудящихся СССР от капиталистического рабства, глубокую разницу между свободным, полноправным положением советской женщины, активной строительницы коммунистического общества, и угнетенным положением женщин в капиталистических странах…" Ну хоть бы мимозу!

С мимозой и духами

Потом была война, потом - восстановление экономики, а "цветочно-конфетный период" с ухаживаниями начался официально с 1966 года, когда 8 Марта был объявлен нерабочим днем.

Политическая составляющая стала отходить на задний план, и на пьедестал поднялась сама женщина. С цветами. Наконец?то. В канун праздника советские улицы "желтели" от мимоз, а солидные мужчины непременно дарили своим дамам духи.

Но вот, что означает словосочетание "женский праздник", до сих пор остается тайной…

Фото архив центра, www.istmira.com