Поводом для запроса стало размещение в публичной группе соцсети материалов, касающихся теракта в Волгограде. Картинка сопровождалась ироничной подписью, содержащей ненормативную лексику. Впрочем, администрация группы не только не признала своей вины, но и выдвинула к депутату иск. Претензии носят финансовую подоплеку.
– Я этот иск не видел, он, по их утверждению, находится в арбитражном суде, – комментирует ситуацию Маркелов. – А мне в течение дня и даже ночью звонят малахольные молодые люди, представляются администраторами группы, один из них некто Рома Желудь, достаточно известная в Сети фигура. Они пеняют на то, что после моего выступления в Думе по этому вопросу контрагенты этой группы отказались размещать свою рекламу и теперь они, видите ли, несут убытки.
Стоит отметить, что подобные публичные группы, или как называют их в интернет-обиходе «паблики», по объему своей аудитории могут конкурировать с крупными электронными СМИ. Содержание ленты в основном составляют картинки с подписями, где с сатирой и сарказмом обыгрываются горячие новости дня или какие-либо аспекты общественной жизни. В «пабликах», как правило, со временем начинают размещать рекламные материалы. Расценки варьируются от 5 до 100 тысяч рублей в зависимости от того, насколько широка аудитория. MDK – одно из наиболее популярных и дорогих сообществ. Оно имеет несколько дубликатов, которые существуют, перепечатывая материалы основной группы. Число подписчиков главной группы превышает 3 миллиона человек, один из дубликатов насчитывает 500 тыс., а другой – 200 тыс. подписчиков.
– Изучение содержания этой группы показывает, что там очень часто появляются материалы, которые содержат оскорбительные высказывания по национальному и религиозному вопросам, задевают морально-нравственные убеждения любого нормального человека, – говорит Маркелов. – Мой запрос касается, во-первых, налогов, которые эти молодые люди, имеющие неплохой доход и перемещающиеся по столице на "Бентли" и "Кадиллаках", никуда не перечисляют. Во-вторых, я требую проверить материалы на наличие экстремизма. Ответственность за них должны нести как сами администраторы группы, так и те, кто им предоставляет площади под размещение информации – то есть руководство "ВКонтакте". Меня мало интересует, кто там миноритарий, и кто какой процент акций держит. Мне очень жаль, что материалы такого рода широко распространяются в Интернете и стали для него нормой, и я сочувствую волгоградцам, которые стали мишенью для таких издевательств. Тот же факт, что кто-то отказался размещать рекламу после скандала, говорит о том, что нравственность и порядочность еще не умерли до конца, и это радует.
Привлечь к ответственности за размещение оскорбительных материалов именно того человека, который это сделал, будет непросто, потому что «паблик» не имеет документально зафиксированного владельца, у группы всегда несколько администраторов и их состав легко меняется. Но если такой прецедент будет создан, то это станет серьезным шагом к контролю за контентом социальных сетей, где распространять недопустимые материалы значительно легче, чем на отдельных специализированных сайтах.